Хэмминг. «Вы и ваши исследования. Сочинение человек чести Как назвать человека с честью



Честь

Честь

сущ. , ж. , употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? че́сти , чему? че́сти , (вижу) что? че́сть , чем? че́стью , о чём? о че́сти

1. Честь - это добрая, незапятнанная репутация, честное имя.

Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду. | Сражаться за честь кого-либо, чью-либо. | Отстаивать свою честь в газетной статье.

2. Честь - это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.

Человек чести. | Понятие чести. | Оскорбить, уронить, запятнать чью-либо честь.

3. Делом чести вы называете какое-либо дело, поступок и т. п., которые необходимо сделать, совершить, в противном случае ваше достоинство будет задето, вы не сможете уважать себя и т. п.

4. Честью называют гражданское, сословное, профессиональное и т. п. достоинства.

Рабочая, профессиональная, воинская, научная честь. | Защищать, хранить честь и достоинство граждан.

5. Закон чести , кодекс чести - это комплекс личных или групповых правил поведения, которые считаются человеком или группой людей обязательными, ненарушимыми и оберегают чувство личного (группового) достоинства и порядочности.

6. Честью мундира, белого халата и т. д. называют официальный авторитет, репутацию военных людей, врачей и т. д.

Беречь честь мундира.

7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.

10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать , то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.

11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.

Группа независимых художников имеет честь предложить вам уникальные образцы декоративной живописи и приветствовать вас на нашем сайте.

12. Если кто-то живёт по чести, по совести , то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.

13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.

Беречь свою девичью честь.

14. Честью называют почёт, уважение.

Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!

15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.

16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.

17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь , то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.

18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.

19. Если военный человек отдаёт честь , то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.

20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.

21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.

22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь , то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.

Саша вообще очень принципиальный человек. - Это делает ему честь.

23. Честью называют человека или предмет, которые вызывают гордость, восхищение близких или тех, кто обладает этим предметом.

Писатели - честь и слава пашей родины.

24. Выражение сказать по чести вы используете как вводную фразу перед тем, как сказать кому-либо что-то искреннее, правдивое.

25. Если вы что-то сделали честь честью , то это означает, что вы это сделали правильно, должным образом, достойно.

26. Если что-либо названо или сделано, совершено в честь кого-то или чего-то, то это означает, что это сделано в знак уважения, почтения, в память о чём-либо или ком-либо.

Назвать улицу в честь героя войны. | Приём в честь английского посланника. | Произносить тосты в честь новобрачных.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "честь" в других словарях:

    честь - 1, и … Русский орфографический словарь

    Жен. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже… … Толковый словарь Даля

    Толковый словарь Ушакова

    1. ЧЕСТЬ1, чести, о чести, в чести и в чести, мн. (устар.) чести, честей, честям, жен. 1. только ед. Моральное или социальное достоинство, то,что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). «И первый клад мой честь… … Толковый словарь Ушакова

    ЧЕСТЬ, и, о чести, в чести и в чести, жен. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей н. чести). Задеть чью н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая,… … Толковый словарь Ожегова

    Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

    И; ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. Человек чести. Родиться без чести, без совести (о… … Энциклопедический словарь

    См. почтение войти в честь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. честь потерять честь; целомудрие, девичий цвет, почет, чистота, гордость, почтение, почтительность,… … Словарь синонимов

Быть человеком чести означает быть добрым, честным и чутким, не ожидая награды за свое поведение. Это редкое сочетание достоинств, но попрактиковавшись, любой может стать благородным. Вы хотите быть тем типом человека, который отстаивает свои убеждения, а не уходит от них, который спасает своих друзей, когда они нуждаются в вас, и тем, кто известен как порядочный гражданин? Начните с малого, например, приходите, если вы сказали, что придете или предлагайте помощь, если кто-то нуждается в ней. Когда вы практикуетесь жить честно в повседневных поступках, и даете людям понять, что они могут на вас рассчитывать, благородство будет ощущаться, как ваша вторая натура.

Шаги

Часть 1

Развивая чувство благородства
  1. Будьте тем человеком, которым, как вы говорите, вы являетесь. Легко быть приятным человеком, ходить с готовой улыбкой и «приветствовать» всех, кого вы видите. Но, быть благородным не то же самое, что быть доброжелательным. Когда дело доходит до чести, важнее быть подлинным. Показывайте миру, кто вы на самом деле, даже если это идет в ущерб вашей репутации «милого» человека. Чтобы быть человеком чести, вы должны быть надежным.

    • Если вы скрываете ваши истинные мысли и чувства за «маской», попробуйте снять маску и посмотреть, что произойдет. Может быть, людей это сначала оттолкнет, но через некоторое время они будут доверять вам больше, так как вы больше открыли себя для них.
    • Это не значит, что вы должны ходить и быть неприветливым, но старайтесь лучше выражать то, что вы действительно чувствуете, вместо того, чтобы все приукрашать, это нужно, чтобы облегчить социальное общение или попытаться понравится людям.
  2. Делайте то, что вы говорили, что вы собираетесь делать. Если вы постоянно отменяете дружеские планы, или не появляетесь, когда вы сказали, что поможете, поработайте над этим. Может быть, вы на самом деле имели это в виду, когда говорили, что встретитесь со старым другом, который все время названивает, но ваши действия говорят громче, чем ваши намерения. Главным элементом того, чтобы стать благородным человеком – избавится от ваших ненадежных тенденций.

    • Каждая, казалось бы, безобидная ложь делает вас менее надежным в глазах других, и вскоре люди не будут считать вас надежным вообще. Делайте то, что вы говорите, несмотря на то, насколько это незначительно, воспитает характер и разовьет ваше чувство чести.
    • Практикуйтесь. В конце концов, вы будете ненавидеть то чувство, когда не следуете своим словам, вы перестанете брать обязательства, которых вы не можете придерживаться.
  3. Укрепляйте вашу систему ценностей. Во что вы верите? В той или иной ситуации, как вы решаете, что правильно, а что нет? Иметь крепкую систему ценностей является ключом к благородству, так как действующий с честью человек означает человек, которые делает правильные вещи, даже если другие с вами не согласны. Это может быть очень трудно понять, как вести себя с честью в той или иной ситуации. Ваши ценности – это то, к чему вы прибегаете за ответами, когда некого спросить. Когда вы приравняете себя с ними, вы сможете гордиться собой за то, что сделали все возможное, независимо от того, каков будет итог.

    • Ваши ценности могут быть приравнены с определенной религией или другой системой убеждений. Может быть, ваши родители вложили в вас крепкие убеждения, когда растили вас. Попробуйте изучить ваши ценности, чтобы убедиться, что вы действительно верите в них, так как трудно постоять за что-то, если ваш инстинкт говорит вам, что это не совсем так.
    • Если это понятие трудное, и вы ищете ответы, попробуйте обговорить это с людьми, которых вы считаете мудрыми, читающих философские и религиозные тексты, или посещающих богослужения. Исследуйте различные системы ценностей и сравнивайте их принципы со вашим жизненным опытом, чтобы выяснить, что правильно.
  4. Заботьтесь о других людях. Благородный человек действительно волнуется за людей в его жизни. К ним относятся родители, которые работают на второй и третей работе, чтобы их дети ни в чем не нуждались, друзья, которые не позволяют их приятелям садиться за руль после ночи пьянства. Человек чести показывает свою глубокую любовь к другим своими действиями. Если люди в вашей жизни не знают, что на вас можно положиться, время показать им это.

    • Также заботьтесь о людях за пределами вашего ближайшего окружения. Вести себя благородно не ограничивается только помощью людям, которых вы знаете и любите. Что бы вы сделали, если бы вы шли по улице и увидели, что кто-то нуждается в помощи?
    • Обозначьте ваши границы. Конечно, трудно давать мелочь каждому отдельному человеку, который просит о ней. Невозможно помочь всем, с кем вы столкнетесь. Но быть человеком чести означает видеть людей как людей, уважая их человечность, и отдавая то немногое, что вы можете предложить.
  5. Избавьтесь от скрытых мотивов. Если вы благородный человек, вы помогаете людям, потому что вы заботитесь о них, и вы не ожидаете, что это окупится. Когда вы делаете что-то в этом роде, не должно быть корыстного мотива за этим; вами движет любовь. Подумайте о решениях, которые вы делаете каждый день, и решите, что ими движет. Только вы знаете, запятнаны ли ваши действия мотивом, о котором вы не хотите, чтобы другие знали.

    • Например, вы никогда не давали совет, который послужил вам, вместо того, чтобы действительно попытаться помочь человеку? Если ваша сестра спрашивает вас, как вы думаете, должна ли она переехать в Нью-Йорке, а вы действительно хотите, чтобы она осталась в городе, не позволяйте вашим чувствам испортить ваш совет. Посоветуйте ей делать то, что вы считаете лучшим для нее, не для вас.
    • Не взращивайте негодование насчет помощи, или интерес от того, что вы получите из данной ситуации. Если вы не хотите делать что-то, вы должны прекратить делать это. Гораздо благороднее быть искренним в том, что вы чувствуете, чем тайно презирать то, что вы делаете.

    Часть 2

    Вести себя достойно
    1. Работайте ради того, что вы хотите. Вы хотите новую машину? Парня? Немного новой одежды? Вы заслуживаете все эти вещи, но не используйте ярлыки, чтобы получить их. Намного легче выбрать легкий путь, но это, как правило, сделает больно кому-то еще, и если вы делаете это достаточно часто, это будет иметь неприятные последствия. Если вы что-то хотите, работайте ради этого. Это почетное дело.

      • Не воруйте или пытайтесь вымогать деньги у людей вместо того чтобы заплатить то, что вы должны.
      • Не стоит бесстыдно флиртовать с чужой пьяной девушкой вместо того, чтобы сформировать настоящие отношения с тем, кто свободен.
      • Не занимайте деньги у ваших друзей и семьи, вместо того, чтобы устроится на работу.
      • Не берите кредит на чужую идее вместо того, чтобы придумывать ваши собственные идеи.
    2. Говорите правду. Честность и честь идут рука об руку. Поработайте над тем, чтобы всегда говорить правду, несмотря на то, что это касается ваших собственных намерений или внешней ситуации. Это, безусловно, заставит вас чувствовать себя неудобно время от времени, и вы можете стать предметом гнева или обид других людей. Но, в конечном счете, люди поймут, что вы тот, кто говорит все, как есть, а не приукрашает все.

      • Если есть ситуация, в которой вам не комфортно говорить правду, лучше ничего не говорите. Это лучше, чем лгать.
      • Когда дело доходит до маленькой лжи, которую мы говорим, чтобы не задеть чужие чувства, позвоните. Просто знайте, что если вы лжете достаточно часто, даже если это небольшая ложь («Нет, это платье выглядит великолепно!» или «Да, мне действительно понравилась твоя речь!») люди перестанут доверять вашему мнению, и начнут считать, что вы просто были любезны.
    3. Защищайте то, во что верите. Развивать ваши ценности это одно, но постоять за них это совсем другое. Легко доказать то, что находится в вашей голове, но благородные люди говорят и вмешиваются. Защищать свои ценности может означать многое, и к этому не всегда нужно привлекать большое шоу. Вскоре, вы сможете вести себя достойно и быть примером для других людей.

      • Например, если все на работе высмеивает определенного человека, когда его нет рядом, вы могли бы дать понять, что вы не считаете это правильным. Иногда просто сказать: «Я не согласен» или даже менять тему разговора каждый раз, когда дело доходит до этого, – это способ высказать ваше мнение.
      • Иногда вам придется столкнуться с более серьезной проблемой, и вы должны будете выбрать между тем, чтобы постоять за то, что вы считаете правильным и сохранить вашу работу, или остаться друзьями с кем-то, или отстаивать свою репутацию в качестве милого и доброго человека. Это тот момент, когда настоящая честь умирает, и, надеюсь, вы оставались благородным в маленьких ситуациях и это подготовит вас к большим решениям.
    4. Приходите на помощь людям. Если бы вы нарисовали мультфильм благородного человека, это могло бы выглядеть так: парень отказался от своего места в автобусе для пожилого человека, помог ребенку нести его багаж и предложил заплатить за кого-то, кто забыл деньги. Эти все клише продемонстрировать поведение благородного человека, но также это те ситуации, которые могут произойти в реальной жизни, и обеспечить легкую возможности стать немного благороднее. Тем не менее, настоящая честь проявляется тогда, когда вы призваны сделать то, что вы на самом деле не хотите делать, но вы делаете это в любом случае.

      • Например, может быть, ваш брат и две его собаки нуждаются в месте, где можно остановиться на три недели, после потери их дома. Ваше пространство будут стеснять, но он ваш брат, поэтому вы идете на это.
      • Или может быть, вы в машине по дороге в аэропорт, чтобы успеть на рейс в Венецию на ваш медовый месяц, и вы стали свидетелем того, как автомобиль ушел с дороги и попал в ограждение. Даже если это будет означать, что вы собираетесь пропустить ваш рейс, вы остановитесь и предложите вашу помощь.
    5. Никогда не манипулируйте людьми. Важной частью того, чтобы быть человеком чести, – это понимать, какое влияние ваши слова и действия оказывают на других людей. У вас есть возможность помочь, и у вас есть возможность навредить. Не связывайтесь с эмоциями людей, как способ заполучить то, что вы хотите. Это легко делать даже не осознавая этого, так что постарайтесь быть более внимательным к тому, какое влияние вы оказываете.

      • Не пользуйтесь слабостью, например, с помощью чьей-то болезни получить превосходство над ними.
      • Не контролируйте тех, кто окружает вас. Пусть они принимают свои собственные решения.
      • Не используйте чувство вины людей, чтобы сделать то, что вы хотите.
      • Не позволяйте людям думать, что вы испытываете больше эмоций, чем есть на самом деле.

В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что не наделен этим качеством. Каждый должен знать честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять?

Определение: что такое честь

Понятие "честь" означает совокупность за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы.

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к своей персоне.

Определение слова "честь" тесным образом связано с понятием честности. В первую очередь человек не должен обманывать самого себя. Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаянья.

Что такое достоинство человека

Достоинство человека - это его уважение к своей персоне, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы. Оно с рождения присуще каждому из людей.

Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Честь и что такое достоинство, в чем-то схожи между собой. Они устанавливают критерии самоуважения человека, а также отношение к его персоне со стороны общества и отражают моральную ценность личности.

У каждого ли человека есть честь и достоинство

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. С юридической точки зрения определение, что такое честь и достоинство, предполагает, что каждый человек при рождении наделен этими качествами. Они не могут исчезнуть и пропасть в течение жизни. Достоинство человека охраняется законом, в случае его унижения виновнику грозит наказание.

На деле бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Чаще всего подобное происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию, вновь заслуживает уважение общества. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, можно приложить усилия, чтобы исправить эту ситуацию. Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих. Только научившись правильно ставить себя в обществе, вы сможете почувствовать себя достойным уважения.

Необходимо постоянно пополнять знаниями и навыками свой багаж, совершенствоваться в профессии и других сферах жизни. Чем большую ценность вы будете представлять как специалист, тем выше будет ваше самоуважение, следовательно, и достоинство.

Чтобы ощутить свою честь и достоинство, необходимо ответственно подходить к выполнению долга. Это касается не только долга перед государством, но и конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Сюда входит выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.

Честь как качество личности – способность иметь общественно-моральное достоинство, вызывающее общее уважение, достигаемое заслугами человека через свои мысли и поступки.

Перед неудачной для русских Турецкой кампанией в 1711 году молдавский господарь князь Кантемир поступил под покровительство Петра Первого. При заключении мира с турками Петру передали одно из условий, предложенных великим визирем: выдать Кантемира. Некоторые из приближенных уговаривали Петра согласиться на условия неприятеля. Склоняя императора к вероломству, они уверяли Петра, что слово, данное им Кантемиру, - это всего лишь слово; что, выдав молдавского господаря, Петр не запятнает душу грехом. Однако Петр оставался непреклонным и прекратил разглагольствования, сказав: - Я лучше уступлю туркам землю до самого Курска, нежели соглашусь на это. У меня будет надежда опять завоевать отданное, но не сдержать слова - значит навсегда потерять честь.

Человек чести обладает множеством достоинств, ему присуща искренность, благородство души, честное и прямое намерение придерживаться ранее достигнутым договорённостям, добросовестность, порядочность, доблесть и чистая совесть. Честь украшает человека. Шекспир заметил: «Не платье украшает человека. Как из-за черных туч сверкает солнце, Так честь блистает под одеждой бедной».

Нелады человека с честью во все времена сурово карались на Руси. «Чести нарушение» - так назывались по воинским артикулам Петра Великого позорящие наказания. Различалось: тяжелое чести нарушение - «которого имя на виселице прибито, или шпага его от палача переломлена и вором (шельм) объявлен будет» и легкое - «егда который начальный человек чину извержен, или без заслуженного жалованья и без пасу (или отпускного письма) от полку отослан, или из государства нашего выгнан будет».

Обладателем чести как проявленного качества личности может стать не только офицер (офицерская честь), рыцарь (рыцарская честь), купец (купеческая честь) или какой-либо другой член привилегированной группы, но и любой гражданин. В 1902 году царское правительство отказало Максиму Горькому в избрании в почётные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными - такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. - И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». Так поступает человек чести. Он не станет списывать вину на независящие от него обстоятельства, а поступит согласно своему проявленному качеству личности – чести.

Данное качество стало проявляться в людях с выделением из общины привилегированных групп - образовалась княжеская дружина, создавался коллективный кодекс неписаных правил, который и подразумевал соблюдение чести. Честь означала следование системе правил, отличающую данную группу от других и подчеркивающую ее высокий статус. Избыточной сложностью отличались правила рыцарской чести. Вот как об этом пишет историк А.Я. Гуревич: “Рыцарь именно исполняет свою роль, ни на минуту не забывая о зрителях, перед которыми он «играет», будь то король или его прямой сеньор, дама или такой же рыцарь, как и он сам”. Рыцарский этикет регламентировал каждый жест, даже на поле боя, где рыцарь был скован множеством предписаний: нельзя сражаться с хуже вооружённым противником, нельзя наносить удары в спину, нельзя первым обращаться с воинским донесением к королю и так далее.

Между честью и совестью могут возникать разногласия. В “маленькой трагедии” Пушкина «Скупой рыцарь» отец-рыцарь в своей алчности изменяет рыцарским правилам. А.Я. Гуревич пишет: “Богатство – знак, свидетельствующий о доблести, щедрости, широте натуры сеньора. Этот знак может быть реализован лишь при демонстрации им указанных качеств. Таким образом, высший момент в наслаждении богатством – его расточение в присутствии максимального числа людей, участвующих в его поглощении, получающих долю от щедрот сеньора”. Сын (Альбер) из-за алчности отца не может следовать кодексу рыцарской чести. Именно честь подталкивает последнего к преступным мыслям, к мыслям против совести. Разногласия совести и чести заставляет Герцога воскликнуть: “В какие дни надел я на себя цепь герцогов!” - “Ужасный век, ужасные сердца!”

В наше время расцвета эгоизма, невежества и корысти, когда исчезли многие элитные группы, стало сложнее быть «невольником чести». Самурай Икс говорит: «В этом мире осталось мало людей, способных отдать свою жизнь ради чести и права называться человеком. Для этого нужно обладать немалой отвагой… Вы всего лишь пытаетесь выживать, как животные, и для этого вам не нужны ни честь, ни достоинство». Еще В. Высоцкий пел: «досадно мне, коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза». Юрий Бондарев с печалью вторит ему: «В войну погиб цвет народа. В живых из лучших сохранились немногие. А дети не стали лучше отцов, хотя нельзя осуждать какое-либо поколение целиком. Вот, может быть, поэтому теперь и мало кто рискует броситься грудью на амбразуру, защищая свою и чужую честь…»

Но это не означает упразднение чести - людей в благости, которым изрядно надоела «порнография и ужастики» современной жизни, становится все больше и больше. Утрата таких понятий как «честь» чревата многочисленными бедами для общества. Люди становятся поверхностными, равнодушными и непорядочными. «Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься», - говорил Луций Апулей. Глаз радуется, когда на стадионах проявляется честь спортсмена. В футболе, когда игрок другой команды получает травму, команда – соперник, владеющая мячом, добровольно выбьет мяч с поля или отпасует его сопернику, чтобы дать возможность пострадавшему придти в себя и получить врачебную помощь. После ввода мяча в игру, соперник по-джентльменски возвращает мяч обратно противоположной стороне.

Человека чести нельзя назвать конформистом, изменяющему самому себе под влиянием группы. Конформист старается быть податливым, уступчивым, он изменяет свои психологические установки, убеждения, мнения, восприятие и поведение в соответствии с теми, которые прижились в обществе или данной группе. При этом, конформизм может быть лично усвоенным и дутым, показушным. Бывает, человек, желая уклониться от конфликта или неприятностей, демонстративно согласен с группой (руководством фирмы, партией), а на деле, в глубине души, остается при своем мнении. Это и есть показушный конформизм. Человек чести – принципиальный человек, следующий только тогда неписаным правилам какой-либо группы или структуры, когда они полностью соответствуют его взглядам и принципам. Он не способен «кривить душой» и приспосабливаться к неугодным для него правилам, лишь бы дорваться к «корыту» элитной группы. Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что не искалечит жизнь другим людям.

Вопросы чести не знают пустяков. Для кого честь пустяк, все другое в жизни тоже не существенно. Для человека чести любая мелочь, затрагивающая его честь, становится не мелочью. Ведь честь – это гипертрофированная нравственность, лишенная терпимости к малейшим оскорблениям. Честь не признает иллюзий, будучи оценкой общественной, а не личной, она, если окружающие обнаружили факт посягательства на нее, безоговорочно признает это и будет стремиться восстановить прежнее состояние. Будучи демонстративной – ей нечего прятать, честь всегда готова за себя постоять. Эдуард Асадов писал: «Но честь моя упряма, как броня. И никогда ни явно, ни случайно никто не смеет оскорбить меня ни тайным жестом и ни делом тайным».

Человек чести понимает и осознает, что за его личной честью стоит честь ему равных, а, значит, нужно вести себя бескомпромиссно и воинственно. Защищая свою офицерскую честь, ты защищаешь офицерскую честь вообще. Так, отказавшийся от дуэли офицер не мог быть терпим в своем полку. Единичное приносится в жертву общему, и человек чести ничтоже сумняшеся без колебаний бросается защищать свою честь. Он говорит себе: «Весь мир погряз во лжи и лести. Я принимаю этот бой. Я надеваю маску чести, ведя войну с самим собой».

Петр Ковалев 2013 год

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта са.мооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. "Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни".

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное nрuзнанuе поступков человека, его заслуг, nроявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с -позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности "не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив добывается в ходе жизни путем совершения проступков, вызывающих одобрение социума.

Комплементарность чести и достоинства

Понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит, в то время как понятие достоинства безразлична к ним.

Честь

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Честь - внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство - внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само уважения.

И только потом достоинство должно получить общественное признание.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию.

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. "Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни".

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению" они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Общественное одобрение приходит к человеку с стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т. е как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.

Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества, группы, достоинство - оценка с точки зрения общечеловеческой.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - "не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Чувство чести вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни. Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но обязаны считаться с его человеческим достоинством.

Высшим проявления человеческого достоинства является благородство - нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Человек, охваченный жаждой обогащения, раб карьеры и денег - лишён чувства собственного достоинства. Тот, для кого государственная или общественная деятельность является лишь ареной его личного честолюбия - не имеет чести в глазах общества и рискует потерять своё человеческое достоинство.

Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством - значит не уважать себя и других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его имеем не только мы.

Между честью и достоинством существует взаимная согласованность. Она проявляется в таком психологическом явлении как самооценка.

При высокой адекватной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки - чести. Однако, не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие.

При низкой самооценке человек знает свои возможности, свой "потолок", не претендует на многое и не испытывает разочарования от несбывшихся надежд.

Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в самоуничижение.

При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства, развивается претенциозность - ожидание и требование к себе особого уважения без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям. Человек становится подозрительным, всюду видит покушающихся на его честь и достоинство. Это малоприятные и конфликтные люди.

Понимание смысла чести и достоинства у людей разное. Нередко возникают такие феномены как псевдочесть и лжедостоинство. Они связаны с корпоративной моралью, отличающейся от общепринятых норм и ценностей. Например, в криминальном мире свои лжедостоинства. Вор в законе никогда не работает, не идёт на "мокрое" дело. Лжедостоинство может возникнуть и по причине неграмотности - незнания, что хорошо, а что плохо, (например, украсть и не попасться в среде некоторых дворовых мальчишек) или в результате сомнительного выбора (выбор в качестве идеала "крутого" киногероя). Честь и достоинство относительно независимы. Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Оклеветанный, обесчещенный человек может вести себя по разному:

1) может пересмотреть своё поведение и увидеть, что он и впрямь не достойно вел себя и считать, что надо пережить это бесчестие и впредь изменить своё поведение.

) может внешне согласиться, а внутренне начнёт мстить или, наоборот, упиваться собственным самоуничижением.

  • 3) может вообще не принять к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось.
  • 4) может, потеряв честь, сохранить достоинство, при этом возможна активная защита чести. Например, в дореволюционной армии России сорвать с офицера эполеты означало лишить его чести, но не достоинства. Он мог восстановить свою честь примерной службой.
  • 5) очень благородно умение с достоинством принять бесчестие. Таких людей называют великомучениками. Это многие христианские святые. Это семья Романовых.

Рассмотренные вопросы дают возможность использовать знания о конкретных жизненных вопросах. Веками выработаны такие понятия, как мужское достоинство, женская честь. Для мужчины естественно снисходительное отношение к женщине. Без понятие о достоинстве стало возможным приобретение мужчинами некоторых не мужских качеств: болтливости, хвастовства своими победами, лени, необразованности. Это дало возможность сделать психологам вывод о феминизации мужчин.

Не менее противоречивой является проблема женской и девичьей чести. Издавна она связана с таким понятием как скромность, чистота, целомудрие. Отвечая на анонимные анкеты, мужчины по-прежнему как и в 19 веке, романтическом веке, на первое место ставят скромность, нежность, верность - качества, которые вовсе не исключают личного успеха, высокого социального статуса.

Честь и достоинство - категории комплиментарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга

Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности. Оно связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания; честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса,нации, сословия, коллектива). Поэтому понятие чести связано с социальным статусом человека, его соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым ему группой, к которой он принадлежит.

Проявление достоинства основано на движении изнутри духовного мира к общественному признанию. Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Поэтому независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Достоинство - это объективная ценность личности, которая может быть не связана с ее признанием или осознанием: достоинство принадлежит человеку по праву рождения, потому что он человек (отсюда - человеческое достоинство).

Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Поэтому чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Взаимосвязь чести и достоинства

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность.

1. Потребность в чести, т.е. признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Человек с достоинством (достойный человек) должен быть честолюбивым - «любить честь».

2. Однако не обязательно, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, бывает в то же время настолько скромным, что внешнее признание - почет, честь - его не только не волнует, но даже может быть для него отталкивающим.

3. Сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства, что ведет к образованию таких феноменов, как лжедостоинство и nceвдочесть, которые чаще всего связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых, нормы и ценности.

4. Корреляция осложняется и относительной независимостью чести и достоинства, проявляющейся, в частности, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному.

Вариант 1. Униженный человек и. вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным» и, искренне считая, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств.

Вариант 2. Он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.

Вариант 3. Несмотря на унижения и оскорбления, человек принимает бесчестье с достоинством, т.е. теряя честь, сохраняет достоинство, что дает ему силы для активной защиты собственной чести. Именно сохранение собственного достоинства помогает и заставляет человека заботиться о возвращении утраченной чести.

Необходимость противопоставления чести и достоинства также состоит в подчеркивании различия внешнего критерия стандартов нравственного поведения и внутреннего критерия, ориентированного на идеал морального и, в целом, социального совершенствования личности. Понятие чести преобладает в культурах, ориентированных на социальную иерархию, сословное разделение общества. Более всего это отвечает феодальной общественной организации. В культурах, связанных с идеей автономии личности, с признанием равенства всех людей, особенно там, где утверждается равенство возможностей, и обеспечение такого равенства определяется одной из целей деятельности государственных институтов, преобладающей становится ориентация на достоинство. В некоторых случаях категории долга, совести, достоинства рассматриваются как однопорядковые, отражающие с разных сторон в принципе один и тот же круг явлений нравственной жизни.

Выражения «спокойная совесть», «чистая совесть» относятся, с нашей точки зрения, к поведению, включающему обычные стандарты общества, относящиеся к личному поведению. Сюда включается требование быть полезным для общества, работать не только на собственное благо, но и на благо других людей, выполнять требования, следующие из необходимости особого исторического периода, например, из необходимости защищать свою родину во время войны. Но понятие долга не содержит требования, ориентированного на сверхусилия. Нравственный долг не предписывает никому необходимости быть великим ученым, конструктором, политическим деятелем и т.д. Реализуя данные стремления, личность ориентируется уже не на понятия долга, а на стремление к утверждению собственного достоинства, стремление к самореализации. Другое дело, что, добиваясь нового общественного статуса, нового положения, личность одновременно расширяет пределы своей свободы и тут же вновь сталкивается с требованиями долга, которые предъявляются ей уже как совокупность особых требований, которым должен отвечать человек: политический деятель, полководец, ученый, депутат парламента.

Библиография: Учебно-методический комплекс по курсу ЭТИКА, Дедюлина М.А.



Честь

сущ. , ж. , употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? че́сти , чему? че́сти , (вижу) что? че́сть , чем? че́стью , о чём? о че́сти

1. Честь - это добрая, незапятнанная репутация, честное имя.

Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду. | Сражаться за честь кого-либо, чью-либо. | Отстаивать свою честь в газетной статье.

2. Честь - это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.

Человек чести. | Понятие чести. | Оскорбить, уронить, запятнать чью-либо честь.

3. Делом чести вы называете какое-либо дело, поступок и т. п., которые необходимо сделать, совершить, в противном случае ваше достоинство будет задето, вы не сможете уважать себя и т. п.

4. Честью называют гражданское, сословное, профессиональное и т. п. достоинства.

Рабочая, профессиональная, воинская, научная честь. | Защищать, хранить честь и достоинство граждан.

5. Закон чести , кодекс чести - это комплекс личных или групповых правил поведения, которые считаются человеком или группой людей обязательными, ненарушимыми и оберегают чувство личного (группового) достоинства и порядочности.

6. Честью мундира, белого халата и т. д. называют официальный авторитет, репутацию военных людей, врачей и т. д.

Беречь честь мундира.

7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.

10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать , то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.

11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.

Группа независимых художников имеет честь предложить вам уникальные образцы декоративной живописи и приветствовать вас на нашем сайте.

12. Если кто-то живёт по чести, по совести , то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.

13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.

Беречь свою девичью честь.

14. Честью называют почёт, уважение.

Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!

15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.

16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.

17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь , то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.

18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.

19. Если военный человек отдаёт честь , то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.

20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.

21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.

22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь , то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.

Саша вообще очень принципиальный человек. - Это делает ему честь.

23. Честью называют человека или предмет, которые вызывают гордость, восхищение близких или тех, кто обладает этим предметом.

Писатели - честь и слава пашей родины.

24. Выражение сказать по чести вы используете как вводную фразу перед тем, как сказать кому-либо что-то искреннее, правдивое.

25. Если вы что-то сделали честь честью , то это означает, что вы это сделали правильно, должным образом, достойно.

26. Если что-либо названо или сделано, совершено в честь кого-то или чего-то, то это означает, что это сделано в знак уважения, почтения, в память о чём-либо или ком-либо.

Назвать улицу в честь героя войны. | Приём в честь английского посланника. | Произносить тосты в честь новобрачных.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "честь" в других словарях:

    честь - 1, и … Русский орфографический словарь

    Жен. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже… … Толковый словарь Даля

    Толковый словарь Ушакова

    1. ЧЕСТЬ1, чести, о чести, в чести и в чести, мн. (устар.) чести, честей, честям, жен. 1. только ед. Моральное или социальное достоинство, то,что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). «И первый клад мой честь… … Толковый словарь Ушакова

    ЧЕСТЬ, и, о чести, в чести и в чести, жен. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей н. чести). Задеть чью н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая,… … Толковый словарь Ожегова

    Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

    И; ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. Человек чести. Родиться без чести, без совести (о… … Энциклопедический словарь

    См. почтение войти в честь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. честь потерять честь; целомудрие, девичий цвет, почет, чистота, гордость, почтение, почтительность,… … Словарь синонимов

  • Честь даёт силы – для преодоления даже самых сложных и грозных препятствий.
  • Честь даёт уважение – «человек чести» с давних пор это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку.
  • Честь даёт надежду – даже в безнадежной ситуации.
  • Честь даёт свободу – от низких поступков, лжи и неискренности.
  • Честь даёт возможности – для ничем не ограниченного духовного развития.

Проявления чести в повседневной жизни

  • Военные действия. Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как рядовому, так и полководцу.
  • Бытовые ситуации. Человек, вступившийся за слабого или оскорбленного – человек чести.
  • Религия. Священнослужитель, подвергающийся гонениям или осуждению, но не предающий своих религиозных убеждений – человек чести.
  • Экстремальные ситуации. Человек, который в экстремальной ситуации думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе со всеми – человек чести.

Как воспитать в себе честь

  • Честь должна быть у человека с рождения; если же человек не ощущает в себе чести, ему придется приложить значительные усилия для того, чтобы стать человеком чести.
  • Исполнение обязательств и обещаний. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово – становится человеком чести.
  • Психологические тренинги. Чем меньше у человека страхов и опасений, тем больше вероятность, что в сложной ситуации он проявит себя, как человек чести. Избавиться от многих страхов помогают психологические тренинги.
  • Самосовершенствование. Если человек сумеет трезво оценить себя, увидеть негативные стороны своего характера и поставить цель преодолеть их – он на пути к тому, чтобы стать человеком чести.

Золотая середина

Бесчестность | полное отсутствие чести

Честь

Бахвальство | избыточное понимание чести, превращающее ее из внутреннего во внешнее

Крылатые выражения о чести

Честь – это внешняя совесть, а совесть это внутренняя честь. - Артур Шопенгауэр - Береги платье снову, а честь смолоду. - Русская пословица - Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. - Бенджамин Франклин - Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. - Уильям Шекспир - Честь это бриллиант на руке добродетели. - Вольтер - Каждому свою честь воздаст потомство. - Тацит - В. Р. Новоселов / Последний довод чести. Дуэль во Франции в XVI - начале XVII столетия Книга посвящена дуэли - кодексу чести и реалиям поединка. Правила, нашумевшие дуэли и знаменитые дуэлянты. Удар солнца, или Гири - чувство чести На «пути самурая» два ключевых понятия - долг и честь. Книга о японском военном дворянстве и этическом учении «бусидо».