Масонские ложи. История масонства. Основная цель братства

Древние ритуалы, красочные фартуки, скрытые рукопожатия и непонятные пароли. История масонства для многих - загадка, заключенная в один секрет за другим. Но для примерно шести миллионов членов организации, распространенной по всему миру, это не так.

Вопреки распространенному мнению, члены старейшей братской организации в мире не контролируют мировые правительства и глобальную банковскую систему. Братство, названное «тайным» обществом, далеко не таково.

Эзотерическая традиция

История масонов не имеет конкретной даты появления. Это древняя эзотерическая традиция самопознания и самосовершенствования, которая выдержала испытание временем. В своем нынешнем виде масонство датируется образованием первой Великой Ложи Англии в таверне в 1717 году, а до этого – средневековыми гильдиями каменщиков. Если проследить происхождение масонской символики еще дальше, оно простирается вплоть до римских школ мистерий, учений катаров, каббалы, мистерий Осириана Древнего Египта, шумеров, финикийцев и сократовских мыслителей Древней Греции.

Самая старая запись масонства, известная как рукопись Регия, датируется примерно 1390 годом. Однако содержание этого документа показывает, что масонство существовало долгое время до его составления. В Средние века все масоны были строителями великих европейских соборов и других подобных сооружений того времени в готическом стиле архитектуры.

От оперативного к умозрительному

Согласно истории, оперативные масоны спроектировали здания, добыли камень из карьеров и заложили его в стены. Они установили арки, колонны и опоры. Уложили полы и построили крыши. Вырезали украшения, изготавливали и устанавливали витражи и создавали скульптуры. Их работа требовала высокой квалификации и гениальности, а также больших знаний в области механики и геометрии. Представители ордена были великими художниками средневековья.

Масоны организовались в ложи. Они встречались во временных зданиях, прикрепленных к незавершенному сооружению. Ложей управлял Мастер, которому помогали Стражи. Секретарь записывал все действия в ложе, а Казначей распределял средства для помощи раненым, больным или пострадавшим Мастерам Масонам, их вдовам и сиротам. Такие ложи были предвестниками современной системы ордена.

Укрепление братства

В истории масонов указано, что в течение шестнадцатого и семнадцатого веков социальные условия пережили революцию и привели к упадку оперативного братства. Чтобы увеличить их число, масоны начали принимать неоперативных членов. Господа без намерения становиться строителями присоединились к масонским ложам в социальных целях и из любопытства к древним обычаям ремесла.

На картинах и фото масоны всегда предстают в официальном облачении. Так как организация не публичная, члены ордена не раскрывают полного значения каждого атрибута одежды.

24 июня 1717 года по крайней мере четыре старых ложи Лондона и Вестминстера встретились в столице Великобритании и организовали Великую Ложу. Спекулятивное масонство (то есть масонство в моральном и символическом смысле, в отличие от оперативного) родилось таким образом. Была внедрена современная трехуровневая система обучения.

Современные строители разума, тела и души

История возникновения масонов говорит о том, что средневековые каменщики отбирали необработанные камни, вырубленные из карьеров, чтобы построить невероятные здания. Современные представители совершенствуют свой ум и дух в личном превращении из символической грубой глыбы (сырого камня) в идеальный отделанный (строительный блок).

Уроки передаются в три отдельных этапа, или степени:

  • 1-я – поступивший ученик.
  • 2-я – товарищество.
  • 3-я – становление мастером.

Каждая степень представляет собой прогресс в нравственном и духовном воспитании и в самопознании. Третья ступень учит физической смерти и духовному возрождению через историю Хирама Абифа, мастера-строителя Храма царя Соломона и центральной фигуры масонского образования.

Храм царя Соломона, построенный в 970 году до нашей эры, считался величайшим сооружением, когда-либо возведенным, и земным символом сотворения человека под руководством Бога. Братство использует Храм как символ человека, который должен стремиться создать надстройку для себя, совершенную во всех частях – разуме, теле и душе.

К вопросу о религии

Согласно истории возникновения масонов, эта организация признает существование высшего существа, и новые члены обязаны исповедовать ​​веру. Помимо этого, братство не имеет религиозных требований или догм, и при этом оно не учит конкретным религиозным убеждениям:

  1. Масонство не является религией и не заменяет ее. Оно требует от своих членов веры в высшее существо как часть обязанности каждого ответственного взрослого, но не защищает никакой религиозной веры или практики.
  2. Атеисты не могут быть масонами.
  3. Церемонии включают в себя молитвы как традиционные, так и современные, чтобы подтвердить зависимость каждого человека от его высшего существа и искать божественного руководства.
  4. Масонство открыто для людей разных вероисповеданий, но религия не может обсуждаться на масонских собраниях.

Здесь отсутствуют основные элементы религии:

  1. У масонства нет догмы или богословия, нет желания или средств для обеспечения религиозной ортодоксальности.
  2. Оно не предлагает никаких таинств.
  3. Оно не претендует на спасение делами, тайными знаниями или любыми другими способами.
  4. Секреты братства связаны со способами распознавания, а не со средствами спасения.

Значение масонов в религии не отмечается. Старшие представители полностью следят за соблюдением установленных правил по поддержанию нейтралитета в социальных и духовных вопросах.

Секреты масонства

Тайные истории масонов отмечают, что главным секретом являются знаки признания как физического, так и устного, которые представители лож всего мира используют для доказательства и признания друг друга.

Ритуал гласит, что своеобразное рукопожатие представителя - это «некая дружеская или братская хватка, посредством которой один член ордена может узнать другого в темноте, как при свете».

Это довольно просто. Пожав друг другу руки различными способами, представитель ордена идентифицирует другого масона - человека, с которым у него есть общие связи, и уровень обучения, им достигнутый. Однако никто об этом из представителей палат открыто не говорит. Тайные истории масонов при этом только привлекают новых любителей заговоров. Но большая часть рассказов не больше, чем мифы и вымыслы.

Масонские способы распознавания - рукопожатия и пароли — легко найти в интернете. Но простой поиск в Google не позволит пройти защиту этой вечной организации. Знать признаки распознавания – физические секреты – не значит знать об ордене все.

Основная цель братства

Что такое масоны по определению истории? Это переживание сердца, разума и души, и ни один человек не может претендовать на чужие убеждения подобного рода. В то время как цель и значение ордена трудно определить из-за личной природы Ремесла, простой ответ найден на страницах братского ритуала.

Цель масонства устанавливается во время открытия Ложи, в обмене между двумя главными офицерами, известными как Досточтимый Мастер и Старший Страж.

Основными должностными лицами масонской ложи являются:

  1. Досточтимый мастер (ответственный).
  2. Старший надзиратель (второй ответственный).
  3. Младший надзиратель (третий ответственный).

Среди других должностных лиц:

  1. Секретарь.
  2. Казначей.
  3. Старший диакон.
  4. Младший диакон.
  5. Капеллан.
  6. Тайлер.
  7. Маршалл.

Как говорят сами члены братства, они здесь, чтобы научиться подавлять свои страсти и совершенствовать себя в масонстве. Вот ясный ответ, что такое масонство и чем занимаются состоящие в нем люди. Стоит отметить, что ложи могут по разному трактовать свои цели. В результате ответ на вопрос, что такое масоны по определению истории, будет уже более размытым. Связано это с разными сроками образования филиалов и влиянием местной культуры на них.

Известные личности

За весь период существования ордена в него вступали и выдающиеся личности. Отзывы о масонах встречаются и сегодня. Информация, содержащаяся в учении, существует уже много веков, некоторые из рукописей насчитывают более 2 тыс. лет. Они использовались такими великими умами, как Пифагор, Лао Цзы, Платон и Аристотель.

В более поздние времена масонские символы оказали влияние на таких деятелей, как Джордж Вашингтон, Базз Олдрин, Шугар Рэй Робинсон, Теодор Рузвельт, Ицхак Рабин, Уинстон Черчилль, Джесси Джексон и Билли Грэм. Уолт Дисней, капитан Джеймс Кук, Льюис и Кларк, Марк Твен, Оскар Уайльд, Вольфганг Моцарт, Пэт Мияги Морита и Шакил О’Нил – все они приняли участие в масонском обучении. Им были представлены такие символы, как карандаш, квадрат, круг, улей, уровень, зубило, череп и скрещенные кости, а также меч. Каждая из эмблем несла свое значение.

Личное занятие каждого

Организация масонов является глубоко личным занятием и означает нечто особенное для каждого из его практиков. Это обязательство человека следовать проверенной временем системе обучения для улучшения ума, тела и души.

Масонство - это наука, философия, искусство и универсальное знание, которое обеспечивает понимание того, как человек вписывается во вселенную, и как вселенная вписывается в него. Благодаря этому знанию масоны узнают себя и свою функцию в существовании и улучшают его для лучшего положения в жизни.

Появление лож в России

С каждым веком орден расширялся. История масонов в России началась в начале XVIII века. Согласно легенде, Петр Великий был первым масоном в России, хотя это утверждение достаточно часто оспаривается. Наверняка позже к нему присоединились и другие известные русские: от великого поэта Александра Пушкина до главы Временного правительства 1917 года Александра Керенского. Масонские ложи в русской истории имели неоднозначную репутацию и были запрещены несколько раз.

Английское происхождение

Началась история масонов в России в 1731 году, когда Магистр Великой Ложи Англии лорд Лоуэлл назначил капитана Джона Филлипса Великим Магистром России, который впоследствии проповедовал среди небольшого круга иностранцев на службе Российской империи. По сути, в России ложа была необходима для размещения местных английских купцов, которые также были масонами и требовали, чтобы «центр» позволял им проводить официальные масонские собрания.

Русская знать вступила в братство только в 1740–1750-х, и в этот период масонство было, скорее, модой, чем призванием. Члены первой русской ложи, которую возглавлял граф Роман Воронцов, были аристократами с важными историческими фамилиями: Сумароков, Головин, Голицын.

К началу царствования Екатерины Великой масонство было уже настолько популярно среди элиты, что начало привлекать пристальное внимание правительства. Причиной было не только то, что Петр III – муж Екатерины, которого она свергла, чтобы захватить власть – был активным покровителем масонов. Проблема масонства в стране заключалась главным образом в том факте, что русскими ложами управляли иностранные Великие ложи. А это царские власти рассматривали как опасность.

Пьянство и просвещение

Масонские собрания в России в 1750–1760 году функционировали в соответствии с хартией «Строгое соблюдение», разработанной немецким орденом тамплиеров. Сборы напоминали костюмированные представления: одетые в железо, украшенные перьями братья собирались, чтобы обсудить масонские проблемы. Политические дебаты и дискуссии были запрещены на таких собраниях. Затем, во время «агапе» (дружеский ужин, идущий за дискуссией), они обычно сильно напивались.

Такие «рыцарские» собрания были популярны среди русских дворян, которые в XVIII веке все служили в армии. Они имели мало общего с настоящим масонством, однако О. Пржславский писал, что «когда в кругу чиновников выбор кандидатов на вакантную должность зависел от каменщика, и если один кандидат был масоном, то независимо от критериев отбора, выбранный кандидат всегда был членом братства».

Вскоре Елагин разочаровался в хартии «Строгое соблюдение», и в начале 1770-х он получил лицензию Великой Ложи Англии на создание ложи ордена в России. В то же время немецкий барон Георг фон Рейхель также стал основателем масонов в Санкт-Петербурге, ложа которых функционировала по шведской системе Циннендорф.

В то время как Елагин в основном занимался мистическим поиском «тайны» ордена, приверженцы системы Циннендорфа стремились только к самосовершенствованию. Несмотря на большое количество лож (только в Москве их было 18 в XVIII веке), русских масонов было не так много. В ложе Елагина было всего 400 человек, но в 1776 году две группы объединились, хотя между ними продолжалось противоречие.

Битва между Елагином и Рейхелем велась в Санкт-Петербурге, но к концу 1770-х московские ложи стали оказывать большее влияние. Издатель Николай Новиков сыграл важнейшую роль в этот период. Он был частью делегации русских масонов на историческом Вильгельмсбадском масонском съезде 1782 года, в котором Россия была признана отдельной масонской провинцией.

Тюрьма как цена за просветление

После съезда началась серьезная работа. Теперь цель состояла в том, чтобы просвещать людей и в более широком смысле развивать вкус общественности. Николай Новиков начал издавать книги в 1770-х, а в 1780 году он открыл первую в Москве публичную библиотеку, собрав средства у известных каменщиков, чтобы основать стенды для печати и книг по всей России.

Он издал учебники для начинающих и западную классическую литературу. В 1788 году учредитель опубликовал до 40 процентов всех русских книг и журналов, среди которых была масонская литература. Но внимание властей привлекла не она, а тот факт, что журналы Новикова освещали события Революционной войны в Северной Америке.

Журналы были проверены московским митрополитом Платоном II, который обнаружил только шесть «разрушительных» вопросов и сказал о Новикове, что молит Бога, чтобы христиане во всем мире могли быть такими же.

Секреты масонов не давали политикам покоя. Гонения не прекратились. В 1791 году пресса была закрыта. Новикова осудили, когда в его имении была обнаружена секретная печатная машина. Год спустя он получил 15-летний срок тюремного заключения в качестве государственного преступника. Другие важные масоны были наказаны внутренним изгнанием.

С этого времени масонство в России было в основном запрещено. Четыре года спустя новый российский император Павел I помиловал Новикова и его коллег. Учредитель не вернулся к своей прежней книгоиздательской деятельности и провел последние годы своей жизни в своем имении в Авдотьино, до своей кончины в 1818 году.

Кстати, когда в 1812 году армия Наполеона вошла в Россию, имение Новикова осталось нетронутым, потому что многие французские офицеры были масонами. То же самое произошло в Больших Вяземах, в подмосковном особняке Голицыных. Стены были украшены изображениями яблок и акации, знаменитых масонских символов. Голицыны были известны в Европе как выдающиеся каменщики.

Глоток свободы

Хотя император Павел симпатизировал масонству, он не снял запрет и не принял звание Великого Магистра России. Он предпочел стать Великим Магистром Мальтийских Рыцарей. Масонство возобновилось во время правления его сына Александра I. Либеральный характер первых лет его правления способствовал развитию – были открыты новые ложи, и увеличилось количество каменщиков. Среди них были великий князь Константин Павлович, дядя поэта Александра Пушкина Василий Львович, известный государственный деятель Михаил Сперанский, генерал Михаил Кутузов и многие другие.

К концу своего правления Александр становился все более консервативным и подозрительным. Слухи и факты о тайных обществах волновали императора, и в 1822 году он опубликовал указ «О разрушении масонских лож и всех тайных обществ».

Очарование тайны

Масонские и подобные ложи снова начали открываться в России во время заката империи. В начале XX века было много лож, чьи уставы и правила противоречили друг другу. Во всяком случае, они не оказали большого влияния на политическую жизнь страны.

Несмотря на то что многие члены Временного правительства были масонами, жесткие политические условия дискуссий начала XX века были заглушены более серьезными проблемами. По словам Евгения Пчелова, эксперта по истории и генеалогии Романовых, «думать, что за Февральской революцией стоял масонский заговор, является преувеличением и теорией заговора».

Пчелов считает, что легенда о том, что Петр Великий был масоном, может быть охарактеризована таким же образом.

Нет документов, нет доказательств, подтверждающих это, и это абсолютно невозможно: легенда гласит, что царь присоединился к масонам во время своего визита Великого посольства в Европу (1697–1698) до официального образования масонства в 1717 году.

В каждую эпоху истории «каменщиков» мы сталкиваемся с мифами и загадками, касающимися масонства, которое привлекало богатых и знатных русских. Можно только задаться вопросом, как выглядит будущее масонства сейчас в России. Оно возродилось в России в 1990 году, когда Георгий Дергачев стал членом ордена.

В 1991 году в соответствии с лицензией Grand Orient de France в Москве была основана первая масонская ложа. Великая Ложа России была создана в 1995 году и с тех пор открыла почти 50 мест встреч. Действующим гроссмейстером России является политик Андрей Богданов, который в 2008 году баллотировался на пост президента страны.

Главные знаки

Символику масонов можно проследить до начала появления ордена, и она отражает верования и традиции Братства. В представленном ниже списке будет рассмотрена история и значения некоторых наиболее важных для представителей этой организации знаков.

1. Циркуль и угол

Согласно масонскому значению, как циркуль, так и угольник являются инструментами архитектора и используются в ритуале ордена в качестве эмблем для преподавания символических уроков. Их часто можно увидеть с буквой G в середине, которая обозначает геометрию, науку. Она помогает разгадать тайны и чудеса природы.

Древняя традиция гласит, что буква G, помещенная в центре символа, представляет Бога и геометрию. Вера в Бога является основным требованием для того, чтобы стать масоном. Ни один атеист не может быть членом этого старейшего, крупнейшего и наиболее широко признанного братского сообщества в мире.

Циркуль (чтобы нарисовать круги), представляет царство духовной вечности. Это символ определяющего и ограничивающего принципа, а также бесконечных границ.

Угол измеряет квадрат, символ земли и царство материала. Квадрат учит нас согласовывать наши действия со всем человечеством, также является эмблемой Мастера Ложи, потому что считается надлежащей масонской эмблемой его должности. Наугольник также представляет справедливость, баланс, стабильность, давая основание для строительства.

Вместе циркуль и наугольник представляют собой слияние материи и духа и слияние земных и духовных обязанностей. Как измерительные инструменты, они представляют собой суждение и проницательность.

2. Фартук из овчины

Суть масонов заключается и в их церемониальной одежде. Это самая знаковая символическая эмблема ордена. Говорят, что он более благороден, чем римский орел или золотое руно. Масонский фартук буквально - знак масона, который он нес с собой в следующее существование. Прославленный в поэзии и прозе фартук из овечьей шкуры является первоначальным даром масонства кандидату, а в конце паломничества он помещается на его останки и хоронится с телом в могиле.

Это восходит к старым временам, когда каменщики носили длинный фартук из толстой кожи, чтобы защитить себя от осколков. Как часть защитной одежды, передник символизирует тяжелую работу и в то же время помогает создать и поддерживать прочную связь принадлежности к одному братству.

Говорят, что фартук символизирует «чистое сердце», перчатки - «чистые руки». Обе вещи связаны с очищением, которое в масонстве всегда символизировалось омовением, предшествовавшим древним посвящениям в учения и тайны.

3. Перчатки

Все масоны в мире носят этот атрибут, который является знаком. Перчатки символизируют «Работу рук». Этот предмет одежды, выданный кандидату, предназначен для того, чтобы научить его тому, что действия каменщика должны быть такими же чистыми и безупречными, как и перчатки, которые ему сейчас дают. В Европе их выдают кандидатам вместе с фартуком. Тот же обычай ранее преобладал в Англии. Сейчас (в Европе и Америке) перчатки не участвуют в церемонии, но братья носят часть масонской одежды. Традиция перчаток очень старая. В Средние века рабочие носили перчатки, чтобы защитить свои руки от последствий работы.

4. Храм Соломона

Он представляет собой храм человечества, знаний и совершенствования. Символ цели и союз масонства. Это путь к божественному. Многие считают, что философия напрямую связана с прошлым, настоящим и будущим масонства и с храмом царя Соломона. Храмовое поклонение считается прогрессом на пути к духовному возвышению. Существует разница между материальным и духовным храмом, который должен быть построен в нашем сердце и считаться местом обитания Бога.

5. Всевидящее Око (Око Провидения)

Что означает «масон», может рассказать и этот мощный символ, который использовался в течение сотен лет, если не дольше. Некоторые ученые прослеживают его историю до древнего Египта и Ока Гора. Символ был важным христианским знаком, который часто можно найти на витражах церквей.

В Соединенных Штатах Око Провидения часто ассоциируется с заговорами, Иллюминатами, Ватиканом и масонами, которые начали публично использовать символ в 1797 году. Всевидящее Око – напоминание о том, что мысли и поступки человечества всегда контролируются Богом (которого в масонстве называют Великим Архитектором Вселенной).

6. Ашлар

Кто такие масоны и чем они занимаются, вопрос интересный для многих. Как говорят сами представители ордена, достаточно понять суть этого знака, и тогда многие вопросы исчезнут. Ашлар грубый и идеальный - это не просто два куска камня, а четкое представление о том, что у людей есть и кем они надеются стать. Знаки символизируют моральную и духовную жизнь человека.

Ашлар – очень красивый символ. Грубые, неотесанные и совершенные в обработке камни имеют такое же отношение друг к другу, как невежество к знанию, смерть к жизни и свет к тьме. Необработанный натуральный камень является символом естественного состояния невежества людей. Ашлар – сочетание неотесанного и идеального (полированного и гладкого), готового к строительству камня. Это символ состояния совершенства, достигнутого с помощью образования.

В масонстве это означает, что с помощью образования и приобретения знаний человек, начинающий как Грубый (несовершенный камень), улучшает состояние своего духовного и нравственного существа и становится подобным Совершенному. Он делает окончательный шаг в Великую Ложу Выше. Он может создать себе репутацию мудрого советника, столпа силы и стабильности, Совершенного ашлара, на котором молодые масоны могут проверить правильность и ценность собственного вклада в братский орден.

7. Труд

Каждый член ордена имеет свои обязанности. Правила масонов обязательны к соблюдению. Этот символ считается лучшим доказательством преданности к братству. Труд не наказание, а необходимость и благородство, которые создают лучшее общество. Это также причина, по которой масоны носят различные символы, представляющие собой инструменты.

Работая, человек проявляет уважение и признательность к Богу. Хорошее выполнение поставленных задач – высшая обязанность человека, а труд должен приносить величайшее счастье и внутреннее удовлетворение. Для масонов труд – это поклонение.

8. Уровень

Один из рабочих инструментов при строительстве. Это символ равенства всех людей перед Богом. Уровень измеряет ровность поверхностей. Это напоминает масонам, что все они живут своей жизнью на уровне времени.

9. Пылающая Звезда

Пылающая Звезда в Ложах представляет Сириуса, Анубиса или Меркурия, Хранителя и Направляющего Душ. Современные масоны часто устанавливают этот знак. В основном он размещается у входа в палаты собрания.

Представители ордена говорят, что Пылающая Звезда в центре является символом Божественного Провидения и памятной звезды, которая направляла мудрецов Востока к месту Рождества нашего мессии. Слово Prudentia (с латыни «мудрость») в своем первоначальном и полном значении обозначало предвидение. Соответственно, Пылающая Звезда считается эмблемой Всеведения, или Всевидящим Глазом, который для египетских Посвященных был эмблемой Осириса.

10. Свет

История масонов в мире отмечает, что этот символ везде сопровождал представителей братства. Сегодня при учении на него также делается большой акцент. Свет - важный символ масонов, представляющий истину и знание. Когда кандидат проходит посвящение и понимает истины масонства, он считается просвещенным. Хотя многие древние цивилизации поклонялись Солнцу, для масонов свет не материал, а представление знания. Термин ведет к санскритскому понятию, что означает «сияние».

11. Кедр

Это символ вечности. Кедр – это долговечное и мощное дерево, достигающее 40 м в высоту. Дерево с Ливанских гор (cedrus libani, кедр Ливана) считается национальным символом этой страны. Знак расположен на ливанском флаге, также известном как «кедровая земля». Фото масонского символа можно найти на многих официальных ресурсах ордена.

Этот кедр использовался для строительства Иерусалимского Храма и Ковчега Завета. Дерево часто упоминается в библии и встречается в масонских легендах.

12. Акация

Для масонов акация является символом бессмертия души. По своей природе это священное растение напоминает человеку о том, что все люди должны стремиться идти по лучшему духовному пути внутри нас. Духовность как эманация (распространение) от Великого Архитектора Вселенной, и в этом понимании она никогда не умрет. Акация играет важную роль в ритуале масонства, также растение является символом невинности.

Мы уже рассказывали на страницах портала про тайное общество . В данной статье мы расскажем о том, кто такие масоны и как они появились.

Масонство - одно из самых известных идеологических движений в истории Европы, окруженное множеством легенд, преданий, вымыслов и слухов. Официальной датой его возникновения считается 24 июня 1717 года, когда в одной из таверн Лондона под названием «Гусь и вертел» была образована первая масонская ложа, а спустя несколько десятилетий тайная организация распространилась по всему континенту.

Исторические корни происхождения братства

Само слово «масон» происходит от старофранцузского слова «masson» и дословно переводится, как «вольный каменщик». Большинство исследователей по всему миру уверено, что история возникновения масонства связана ремесленными гильдиями, появившимися впервые в 12 столетии в Англии. Уже к 15 веку цеховое движение имело большое значение в развитии городов: его представители избирались в местные органы самоуправления, а впоследствии стали избираться в государственный законодательный орган.

Строительная гильдия не считалась самой влиятельной среди прочих в средневековой Англии, а ее первое упоминание в исторических источниках относится к концу 14 столетия. Однако уже во второй половине 15 века цех каменщиков имел собственный герб, а его представители получили широкие права и привилегии.

Они, единственные из податного населения, имели право беспрепятственное передвигаться по территории страны, когда остальные слои общества, облагаемые налогами, обязаны были соблюдать закон об оседлости. Подобная привилегия была обусловлена необходимостью строительных гильдий время от времени переезжать из одного города в другой, чтобы возводить новые дома и здания. Отсюда и пошло название «вольные каменщики».

Жизнь строительных рабочих определялась уставом, соблюдение которого было обязательным. Периодически представители гильдии собирались на собрания в помещении, отведенном для этих целей, которое называлось Lodge, то есть ложа. Впоследствии ложей стала называться и вся артель каменщиков.

Строители объединялись в братства, главной целью которых была помощь наиболее нуждающимся его членам, а также установление тесных связей и сотрудничество с соседними аналогичными организациями. Каменщики часто использовали различные пароли, тайные знаки и символы, по которым легко могли узнать члена братства и попросить о помощи при необходимости.

Однако с 16 века деятельность ремесленных братств приходит в упадок, многие из них прекращают существование. Только вольные каменщики продолжали верно хранить свои обычаи и традиции, но в члены братства теперь принимались не только строители, но и представители других слоев общества: священнослужители, торговцы, учителя, писатели и аристократы. Именно «сторонние каменщики» вдохнули в масонство новую жизнь, привнесли новые идеи и задачи.

Идеология Ордена вольных каменщиков

Основным документом, где излагается подробно история масонского движения, а также его основные цели, считается «Книга конституций», написанная в 1723 году Джеймсом Андерсоном - священником одной из лондонских церквей, основоположником символического масонства. В труде религиозного деятеля основной целью ордена провозглашается самосовершенствование и духовный рост, поиск истины и человеколюбие, а также желание сделать мир лучше.

К желающему вступить в ряды масонов предъявлялись серьезные требования:

Только представители мужского пола;

Вера в единого Бога-Творца;

Достижение совершеннолетнего возраста. Обычно в члены принимали по достижению 21 года;

Хорошая репутация и отсутствие правонарушений;

Решение о приеме кандидата принималось общим тайным голосованием. Члены братства, голосующие за прием в орден нового масона, кидали в чашу белые шары, а те, кто был против - черные. Традиционно, чтобы отклонить прошение достаточно было одного или трех черных шаров.

«Вольные каменщики» не создавали свою религию. Главным требованием к каждому кандидату в масоны было его верование в единого Бога-Строителя (его называют - Великий Архитектор Вселенной). Однако для каждого члена братства выбор вероисповедания был делом добровольным, главное, чтобы он придерживался принципов единобожия.

В ордене существует три степени:

Ученик. Давалась новичку, прошедшему обряд посвящения. На этом этапе он должен был заниматься саморазвитием и самосовершенствованием, бороться с собственными недостатками и совершать благие поступки.

Подмастерье. Члену братства предписывалось активно познавать окружающий мир и его законы, и как разум человека воспринимает реальность.

Мастер масон. Самая ответственная и сложная степень. Полностью посвящена бытию человека и смерти.

Организационной единицей масонов во всем мире являлась, и остается по сей день, ложа. В ее состав традиционно входило 40-50 членов. Организация имела свой устав, правила, владела имуществом и казной. В каждой стране деятельность территориальных единиц регулировала Великая ложа во главе с великим мастером. Однако все его указы и распоряжения носили исключительно рекомендательный характер.

История масонского ордена в России

В нашей стране возникновение светского движения, объединившего прогрессивно-мыслящих людей, с самого начала было окутано тайнами и легендами. Достоверно известно, что первые масоны появились на русской земле в эпоху правления Петра Великого. По непроверенным сведениям, император был первым российским вольным каменщиком.

Исторические источники, подтверждающие деятельность масонских лож в нашей стране, относятся к 1730-м годам. В их состав входили в основном иностранцы, коих в тот период было великое множество в Империи. Для них братства были своеобразным способом выжить в чужой стране, благодаря полезным знакомствам получить хорошую должность или продвижение по службе.

Российское дворянство заинтересовалось масонским движением в эпоху правления императрица Елизаветы. Членами братства считались князья Голицыны, графы Чернышовы, историк Щербатов, князь Н.Н. Трубецкой. Однако при Екатерине Второй деятельность лож была поставлена вне закона. По мнению просвещенной императрицы, масоны с их идеями о свободе, равенстве и братстве могли нанести значительный вред российской монархии. Окончательно Орден вольных каменщиков был запрещен в 1822 году при Александре Первом. На тот момент в России насчитывалось 19 лож, в состав которых входило 1400 масонов.

Пройдет чуть меньше столетия, прежде чем начнется возрождение деятельности тайных братств. Импульсом для их появления послужил известный манифест от 17 октября 1905 года императора Николая Второго, даровавший русскому народу многочисленные права, среди которых свобода создания общественных организаций, не преследующих цели подорвать основы государственного строя. Деятельность масонских лож сосредоточилась в Петербурге и Москве. Самыми известными и многочисленными на то время считались «Возрождение», «Северное сияние» и «Астрея».

Масоны и русская революция


Одна из самых спорных тем среди российских и зарубежных историков: какова роль тайного ордена в подготовке и свержении самодержавия в России. В 1931 году в столице Франции свет увидела книга историка-эмигранта С.П. Мельгунова, которая сразу же стала сенсацией. Ученый в своем труде приводил весомые доказательства, что именно русские ложи при поддержке иностранных масонских организаций подготовили и организовали Февральскую революцию в 1917 году, главным итогом которой стало отречение царя и установление демократического строя.

Главный довод в пользу этой версии, что накануне страшных событий, в русском масонстве активно пропагандировалась идея военного заговора, главной целью которого было устранение, в том числе и физическое, Николая Второго. Еще одно весомое доказательство, что после отречения императора от престола, в образовавшемся Временном правительстве почти половина министров принадлежала к Ордену вольных каменщиков, в том числе, и председатель нового органа - А.Ф. Керенский.

В любом случае, русское масонство, какова бы ни была его роль в организации Февральской революции, потерпело поражение в борьбе за власть и право создать новый порядок.

Масонство в современной России


С установлением власти партии большевиков Орден вольных каменщиков прекратил свое существование. Однако после распада , при поддержке французской ложи, уже в 1991 году было возрождено первое на постсоветском пространстве российское братство масонов.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 400 масонов. Требования к кандидатам и правила вступления в ложу остаются прежними, однако теперь достаточно отправить письмо с прошением по электронной почте верховному мастеру. Ряды вольных каменщиков в основном пополняют представители интеллигенции, военные, журналисты и предприниматели.

Большинство ритуалов и знаков тайного общества сохранились по сей день. Один из них - это неразглашение имен братьев, а потому доподлинно неизвестно, кто из публичных людей сейчас поддерживает движение. Однако основная цель масонов, как и 300 лет назад, это духовное самосовершенствование, познание мира и собственного Я, морально-философские искания.

Ложи, действующие в российских городах, полностью лояльны к властям, а потому никогда не поднимают на собраниях политические и религиозные темы. Их главная задача - помочь человеку стать лучше, чем он был, помочь найти смысл в жизни.

Фото из сети Интернет

Этот вопрос по поводу массонов терзает уже ни одно поколение. Каждый из нас что-то слышал: какие-либо теории о тайных обществах, какие-то высказывания о едином мировом правительстве. Наш интерес к этой организации качественно подогревали голливудские фильмы, такие как «Код Да Винчи», «Из ада», «Сокровище нации», «Багровые реки», «Доспехи Бога». Все мы вроде что-то знаем, но, по сути, не знаем ничего.
Масонство, оно окутано такой завесой тайн, что добраться до смысла практически невозможно. Не одно столетие великие умы человечества пытаются разгадать, что же происходит за тяжёлыми дверьми в храме этого общества, какими преимуществами обладают его члены, какова история масонства. Но, к сожалению, до сих пор вопросов остаётся на много больше чем ответов.


Масонство – это не «тайное общество», правильнее будет его назвать «обществом с тайнами». Ведь уже все знают, что оно существует, практически все знают, где они собираются, не понятно только «зачем?».

Итак, мы сейчас с вами постараемся приоткрыть эту тяжёлую завесу тайн, и выяснить что такое массонство?

Центром масонства являются США и Западная Европа. Эта организация делится на ложи, которые объединяют людей – членов масонского общества территориально. Местные ложи входят в состав великой ложи, по правилам, в стране такая организация должна быть одна, ею руководит великий магистр. Каждая великая ложа обладает своей собственной юрисдикцией, и она сама вправе признавать или не признавать другие великие масонские ложи.

Появление США, распад Советского Союза, построение современной банковской системы, управление политикой, мировое господство, это лишь то немногое, что предписывают масонскому обществу. Но чтобы пустить на эту тьму хоть тоненький луч света, давайте с вами обратимся к истории, и перенесёмся на несколько веков назад.

Сразу нужно сказать одно: мы знаем лишь то, что нам позволяют знать.

Начнём с того, что как именно зародились масонские организации, до сих пор является тайной. Существует несколько теорий на счёт появления этого общества на мировой арене. Теория, которой придерживаются сами масоны, гласит, истоки масонства возникли за 1000 лет до н. э., а именно в период правления мудрейшего царя на земле Соломона, жизнь которого подробно описывается в Библии. Масоны переплетают своё прошлое с одним из величайших архитектурных сооружений человечества, с храмом царя Соломона. Масоны считают, что свои знания и умения они переняли от Алифа Херама – человека, который руководил строительством храма.


Другая теория переплетает зарождение масонства с другой не менее тайной организацией – орденом тамплиеров. На этот раз нас интересует XI век. В это время на мировой арене происходит одно из самых значимых событий в истории человечества, а именно крестовые походы. 1099 году крестоносцы смогли отвоевать Иерусалим, они стали первыми европейцами, которые побывали на храмовой горе, где 2 тысячи лет назад находился храм Соломона. Крестоносцы были настолько поражены величием храмовой горы, что, не задумываясь, прозвали себя «бедными рыцарями Христа и храма царя Соломона».

Орден тамплиеров стал своеобразной христианской элитой, а их деятельность была похожа на деятельность современных крупных международных корпораций. Это была богатейшая организация. Считается, что тамплиеры в подземельях дворца Соломона смогли отыскать легендарные сокровища самого богатого царя всех времён.
Могущество тамплиеров росло с каждым десятилетием, но всё их существование было строго засекречено.

13 октября 1307 года стало для ордена началом конца. Правящий Францией король Филипп Прекрасный приказал уничтожить тамплиеров. В истории эта жуткая резня приняла название «Чёрная пятница». Кстати, наша всем известная «Пятница тринадцатого» берёт свои корни от этого зловещего события.

Падение тамплиеров

Аналогом событий происходивших в то время в Европе был бы полный крах нашей банковской системы.
В 1314 году был сожжен последний магистр ордена Жак Де Моле. Тамплиеры официально прекратили своё существование. Магистр так и не открыл тайну нахождения легендарных сокровищ.
Стало ясно одно: орден продолжил своё существование, только уже под другим прикрытием. Бытует мнение, что именно тамплиеры со временем переросли в масонскую организацию.


Название «масон», или «франкмасон» в переводе с французского дословно означает «вольный каменщик». Этой организации принадлежат такие изумительные творения как Собор в Шартре, Собор в Кельне, Собор в Солсбери. До наших дней дошли множество творений рук масонской организации.


В эпоху средневековья каменщики были уважаемыми люди, которые считались творцами.
Великолепные соборы, построенные вольными каменщиками для простолюдин были настоящим чудом, чем-то необъяснимым, неподвластным пониманию. Простолюдины средневековья считали, что мастера гильдии обладают особым знанием. Целые поколения вольных каменщиков трудились над определёнными объектами, которые в итоге становились передовыми достижениями человечества.


Архитекторы и мастера гильдии пользовались множеством привилегий и жили по собственным законам. Эти люди уже в то время имели свою определённую систему жестов, свои секреты, проводили тайные собрания. Власть масонов росла, но их тайны так и не открывались.


Конец XVII века стал переломным для ордена масонов. Отныне в ложи стали принимать не только каменщиков. Но попасть туда мог далеко не каждый. Члены ложи сами выбирали людей, которые достойны чести оказаться в их обществе. Чаще всего это были состоятельные люди, представители богатых семей, известные политические и культурные деятели.
На протяжении веков власти пытались уничтожить масонские общества. Но искоренить модернизированную организацию вольных каменщиков так никто и не смог. В результате члены масонского общества не только смогли просочиться в верхушки структуры власти, но и возможно даже занять места на ранг выше нам известного правительства.


США, а точнее город Вашингтон считается центром мирового тайного общества. В самом центре Вашингтона, на внутренней стороне купола, расположенного в Капитолии есть изображение Джорджа Вашингтона, на нём первый президент США вознесён до небес. Но мало кто знает, что первый камень в строительство Капитолия заложил сам президент США, и он же является известным представителем масонского братства. Исходя из этого, не стоит удивляться, что большая часть подписавших декларацию независимости США являются членами ордена масонов.


Что касается последующих президентов США, то более 10 из них также являются масонами. Отсюда орден имеет полное влияние на мировую политику.
До прихода к власти Джорджа Буша младшего все клятвы перед началом президентства происходили на масонской библии.
А самая мощная мировая американская валюта? На купюре в один доллар на обратной стороне красуется пирамида со всевидящим оком – самый яркий масонский символ. В этой пирамиде 13 слоёв, в гербе 13 стрел, 13 маслин. Масоны всячески стараются увековечить себя, оставляя различные символы, знаки.


Крупнейший масонский храм находится рядом с белым домом. Возле него возвышается памятник Джорджу Вашингтону. Не трудно догадаться, какая именно организация является создателем этого памятника, ведь над бюстом президента создан огромный символ масонства – угольник и циркуль.


Масоны чтут свои символы и традиции. На своих собраниях члены общества обязательно надевают фартук, который символически является фартуком каменщика, защищавшим его от острых обломков, белые перчатки, которые демонстрируют чистоту намерений членов ордена, шляпу-цилиндр, которая является символом свободы, специальный воротник, который демонстрирует ранг масона.


Основными символами масонов являются библия, угольник и циркуль. Смысл, который масоны придают этим предметам, трактуется по-разному, сам орден отказывается от комментирования.


Вольные каменщики всячески используют предметы строительства для обозначения своей символики и проведения ритуалов: уровень – символ равенства, отвес – стремление к совершенству, мастерок – братство, и так далее.


Как утверждают сами масоны их основная цель – саморазвитие и самопознание. Но то, что эти люди имеют самое прямое влияние на политическое и культурное развитие всего человечества сомнений не оставляет.
Давайте задумаемся, в орден принимают самых богатых, знатных и влиятельных людей мира. В их число входили руководители государств средневековья, президенты, деятели культуры, такие как Моцарт, Гёте. Собрания, ритуалы общества строго засекречены. Представительства масонов есть по всему миру, а символы этого тайного общества расположены в самых знатных местах. Также учёные Цюриха в 2007 году доказали, что все самые прибыльные и состоятельные корпорации мира скрыто контролируются другими. В ходе отсева осталось лишь 150 самых крупных конгломератов, активы которых постоянно пересекаются, то есть с уверенностью можно сказать, что они являются общей собственностью. А это значит, что минимум 40% финансов мира контролируются определённой организацией. И тут пути снова приводят нас к масонскому ордену.


С уверенностью можно сказать, что существует какая-то политическая, финансовая, культурная сила, которая строго закрыта от глаз простого народа. Нам остаётся только догадываться об их намерениях, планах и основном предназначении. Может когда-то, мы всё-таки узнаем правду?

Слово «масон» происходит от английского mason- «каменщик», «каменотес», и в таком виде оно было заимствовано другими европейскими языками, однако уже после того, как потеряло в Англии свой первоначальный смысл. Правда, до недавнего времени, а если быть точным, до последней четверти 19-го века, в ходу было два термина - «франкмасон» («свободный каменщик», от англ. frank mason) и просто «масон».

Масоны — это члены нравственно-этическое движения, возникшего в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства.

Разница между ними в том, что если первым термином обозначали обычных каменщиков-рабочих (operating masons, как их называли в Англии), то вторым - каменщиков-мыслителей (speculating masons), которые были связаны с ремесленным цехом каменщиков чисто номинально. В последних чаще всего видели или «рыцарей-храмовников» (т. е. тамплиеров), скрывавшихся под маской франкмасонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, или группу ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть свои гуманитарно-филантропические цели от враждебно настроенного к ним правительства.

Действительно, изначально братство масонов представляло собой «гильдию свободных каменщиков», а сама история масонства восходит к XIV–XV векам, когда обычные каменщики и подрядчики, торгующие камнем, подобно другим собратьям-ремесленникам, решили создать свою организацию - так называемую гильдию, которая выступала бы, как сказали бы мы сегодня, в роли профсоюза, защищая интересы людей этой профессии. В этой гильдии, как и в любых других профессиональных цехах, объединявших собратьев по ремеслу, тоже существовала своя классификация или свои разряды, то есть каменщики делились на учеников, подмастерьев и мастеров.

Такое положение дел существовало до конца XVII века, когда гильдии каменщиков начали принимать в свои ряды людей со стороны, людей, которые по своей профессиональной принадлежности не являлись каменщиками, но которые, с точки зрения руководства, могли быть весьма полезными для гильдии. Нам не известно, ставили ли эти «ложи» перед собой какую-либо цель, но поскольку все встречи каменщиков всегда происходили в тавернах или трактирах, то можно предположить, что большинство новых членов вступало в гильдию из чувства товарищества и солидарности, столь свойственных «своей компании», проводящей досуг за кружкой эля.

Самые старые из дошедших до нас документов, рисующие положение английских строительных рабочих, относятся к середине XIV - началу XV века.

Это уставы артели, работавшей при церкви святого Петра в Йорке, составленные руководившим ее работами церковным капитулом. Из уставов видно, что работы артели производились в крытом помещении, так называемой ложе (lodge), заодно служившей для холостых рабочих и спальней; за порядком работы и поведением каменщиков следили старший мастер и надзиратели, высший же надзор оставался в руках представителя капитула - супервизора; вступая в артель, рабочие «приносили присягу над книгой» (очевидно, уставом), обязуясь подчиняться во всем капитулу и соблюдать принятый им устав.

В XV веке ложей называли уже не только мастерскую артели, но и саму артель.

Масонские ложи - братства - выделились из цехов (crafts) в качестве особого организма не сразу, а постепенно, с течением времени. Еще во второй половине XV века оба типа организации, судя по всему, ничем друг от друга не отличались (например, лондонский цех масонов так и назывался в документах того времени - «Святой цех и братство масонов»), и только позднее между ними стало проявляться качественное отличие. Так, если цехи занимались чисто ремесленными делами, то братство, как более сплоченная и дружная часть цеха, было хранителем моральных традиций цеха, духа общения и взаимопомощи. С другой стороны, члены братства могли уже и не быть членами цеха, а члены цеха необязательно являлись членами братства; в него мог вступить любой желающий, сделавший вступительный взнос и принесший в ложе присягу верности. После этого он получал звание «каменщика» (франкмасона), хотя, возможно, прежде ни разу в жизни не брал в руки кирку или заступ.

Самый же старый документ, описывающий процедуру принятия в масонскую ложу постороннего цеху лица, датирован 3 нюня 1600 года и относится к Эдинбургской ложе. Как значится в протоколе, на собрании в качестве почетного гостя присутствовал сэр Джон Босуэл, лорд Очинлекский. Присутствие знати на собраниях шотландских каменщиков в ту пору было уже вполне заурядным фактом: имена виконтов, графов и сэров, принятых в ту или иную ложу - как правило, в звании цехового мастера, - встречаются в документах XVII века сплошь и рядом. Правда, еще в конце столетия встречались ложи, состоящие из одних ремесленников (например, ложа в Глазго), но параллельно с ними существовали ложи вроде абердинской, где в 1670 году из 49 членов всего 12 были профессиональными каменщиками, а остальные - это дворяне, пасторы, коммерсанты и представители гуманитарных профессий.

Кроме знати, к каменщикам нередко примыкали представители интеллигенции и ученого мира, привлекаемые таинственной историей масонства и тайными знаниями, которыми те якобы владели, что в значительной мере разжигало их научную любознательность.

Согласно дошедшим до нас сведениям, для приема в общество новых членов требовалось присутствие, по крайней мере, 5 или 6 франкмасонов. «Эти собрания, - пишет английский исследователь масонства сэр Плот, - называются в некоторых местах ложами», а вступительные обряды состоят в сообщении тайных знаков, «посредством которых члены общества узнают друг друга, где бы они ни находились», и сопровождаются банкетами по установленному ритуалу. Вновь вступившие в братство члены по традиции дарили в день приема «братьям» перчатки, а взаимные обязанности членов заключались в помощи на случай старости, безработицы и болезни.

Описанные общества франкмасонов, всецело пропитанные духом старых ремесленных братств, в идейном отношении мало соприкасаются с позднейшим масонством, которое в значительной мере питалось философскими идеями социально-реформаторских движений XVII века, возглавляемых тайными и полутайными кружками ученых и утопистов, которые были столь типичны для той эпохи.

Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы XVIII столетия - эпоху возникновения так называемых «великих лож». Самый же значительный шаг в создании организованного масонства был сделан 24 июня 1717 года (в день Ивана Купала), когда четыре гильдии каменщиков на очередной сходке в лондонском трактире «Гусь на вертеле» объединились и создали «самую большую в мире ложу». Первым главой этой объединенной гильдии был избран некто Энтони Сэйер, который через год передал свои полномочия вновь избранному, так как каждый год на эту должность выбирался новый глава. В 1721–1722 годах на эту должность был выбран Джон, герцог Монтегью, и уже одно это имя привлекло в ряды «свободных каменщиков» огромное количество новых членов. После того как герцог был утвержден в этой должности, бывший глава гильдии Дж. Пейн представил на обсуждение руководства документ с регламентом и струтегурой организации свободных каменщиков, однако документ так и не успели утвердить, а год спустя энергичный священник Джейкоб Андерсон, тоже входивший на правах члена в гильдию каменщиков, представил новый документ, который он составил на основании старого, основательно его переработав и дополнив, и, по сути дела, именно этот документ и стал «первой конституцией» ложи.

«После торжественного въезда в Лондон короля Георга I и усмирения в 1716 году восстания (якобитское восстание 1715 года, осуществленное сторонниками династии Стюартов) несколько лондонских лож решили сплотиться вокруг одного Великого мастера (гроссмейстера) как центра единения и гармонии. Это были ложа «Гусь на вертеле», ложа «Короны», ложа «Яблони» и ложа «Виноградной кисти» (названия таверн, в которых они собирались)… Было решено устраивать ежегодные собрания всех четырех лож и каждые три месяца - собрания Великой ложи, то есть всех должностных лиц каждой ложи во главе с великим мастером и великими надзирателями…»

Упомянутый документ интересен тем, что в нем, в частности, утверждалось, будто масонство процветало еще в библейские времена, а кроме того, перечислялись обязанности масонов и устав ложи, который частично основывался на старых правилах приема в члены.

Самой же важной и интересной частью книги является глава об «Обязанностях франкмасона», отражавшая современную культурную и политическую физиономию английского масонства. «Масон по самому положению своему, - гласит 1-й пункт «Обязанностей», - подчиняется законам морали и не может быть ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех - та всеобщая, объединяющая всех людей религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединяющий центр, поможет ему связать узами искренней дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими».

Тем же настроением проникнуты и параграфы о гражданских обязанностях масонов: «Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа» (2-й пункт). В ложах запрещались всякие религиозные, национальные и политические споры: «Как масоны мы принадлежим лишь к упомянутой выше всеобщей религии и, заключая в своей среде людей всех языком, племен и наречий, объявляем себя врагами всякой политической распри» (6-й пункт). Под «всеми племенами» подразумевались, видимо, нации и народности, входившие в состав Британской империи, так как какой-то иной смысл это выражение в то время вряд ли могло иметь…

Что касается основных принципов масонства, то они излагались кратко и ясно в форме простого диалога:

« Вопрос. Сколько существует правил, имеющих отношение к франкмасонству?

Ответ. Три: братство, верность и молчание.

Вопрос. Что означают они?

Ответ. Братскую любовь, помощь и верность в среде всех истинных масонов, ибо предписания эти даны были всем масонам при постройке Вавилонской башни и Иерусалимского храма…»

Неудивительно, что на вновь созданную масонскую организацию сразу же обратили внимание члены королевского дома: она, вероятно, интересовала их и с археологической, и с социальной точек зрения. Первым примкнул к масонству Теофиль Дезагюльэ, доктор права и придворный принца Уэльского, выбранный в 1719 году третьим по счету гроссмейстером Великой ложи. В 1721 году его примеру последовал доктор Стэкли, соблазненный, по его собственному признанию, надеждой открыть в масонстве пережитки античных мистерий. Все это говорит о том, что, с одной стороны, масонов уже в то время рассматривали как носителей великих тайн, своего рода новую разновидность «розенкрейцерских братьев», а с другой стороны, подозревали в них безбожников и политически опасных людей, за которыми нужен закамуфлированный надзор.

Как бы то ни было, но именно в это время в масонские общества начали активно вступать представители высшей знати: Дезагюльэ и его преемник Дж. Пейн были последними нетитулованными гроссмейстерами Великой ложи, за которыми последовали, на правах официальных Великих магистров, такие столпы английского общества, как герцог Монтэгью, герцог Уортен, граф Долькес и другие герцоги, графы и лорды. Начиная с 1724 года в составе «великих надзирателей» уже не встречается лиц, носящих звание ниже сквайра (сельского дворянина и землевладельца).

Как видим, английское масонство, как и французское, тоже было «масонством прозелитов», включавшим представителей аристократических родов и членов королевской семьи. Но, в отличие от Франции, английские «наследники тамплиеров» не выступали против правящей династии, так как в Англии не было тех сословных и религиозных предрассудков, которые препятствовали бы носителям денежных капиталов участвовать в управлении страной. Единственным исключением был орден гормоголов(якобы основанный китайским императором и занесенный в Англию китайским мандарином), состоявший исключительно из приверженцев свергнутой династии Стюартов. Во главе его стоял герцог Уортен, известный в обществе повеса, ловелас, игрок и развратник.

В целом же английское масонство не ставило перед собой каких-то политических задач и, как пишет один очевидец, больше предавалось «ритуальным» пьяным оргиям.

Так или иначе, но масонское движение быстро набирало обороты. По выражению уже упоминавшегося нами Андерсона, «свободнорожденные британские нации, вкушая после внешних и внутренних войн сладкие плоды мира и свободы, проявили счастливую склонность к масонству во всех видах, и запустевшие было лондонские ложи наполнились новой жизнью».

Из Англии масонство быстро перекинулось в другие страны и распространилось по всей Европе, во многом благодаря тому, что члены английской ложи часто посещали другие страны, так сказать, для обмена опытом и с каждым наездом создавали там все новые и новые организации. В силу этого волна масонства накрыла Европу со скоростью снежной лавины.

Так, в 1728 году появилась масонская ложа (по английскому образцу) в Мадриде, в 1729 гаду - в Гибралтаре, в 1732-м - в Париже, далее - в Гамбурге, Лиссабоне, Лозанне и других городах. К 1749 году общее число примыкавших к Великой ложе заграничных филиалов уже достигло 13. Были образованы английские ложи и вне Европы (в азиатских и американских колониях): в Филадельфии (1730), на о. Ямайка (1742), в Канаде (1760), в Индии (1762) и т. д. По примеру англичан к ложам стали примыкать местные англоманы, а за ними и представители местной знати, плененные идеей масонства.