Как расставить нарды длинные. Расстановка коротких нард. Основные правила игры в короткие нарды для начинающих

Короткие Нарды - это игровой онлайн-проект, который является одной из многих разновидностей древней игры в нарды, для двоих игроков на доске, которая состоит из 24-х узких треугольников - пунктов.

Данные треугольники разделены на четыре группы, в каждой из которых шесть таких треугольников. Такие группы имеют свое название: свой дом, свой двор, дом противника, двор противника. Территории двора и дома разделены планкой, выступающая над игровым полем и называется «баром».

Чтобы успешно продвигаться по игровому процессу и побеждать противников, вам потребуются знания главных правил игры, которые впоследствии вы сможете использовать в свою пользу. Наша база знаний поможет вам получить данные знания.

Правила игры в «Короткие нарды»

В данном игровом проекте получить успех в дуэли с противником можно в большой степени с помощью собственного мастерства в отличие от «Длинных нард». Это и послужило причиной того, что на западе проводятся турниры и больше времени проводят за игрой именно в короткие нарды.

Ключевые отличия игры в «Короткие нарды» от игры в «длинные» заключаются в:

  • расстановке шашек;
  • розыгрыше битых шашек.

Для начала игры каждый из соперников бросает одну зару. Таким образом, определяется, кто будет делать первый ход и какие числа при этом будут им использоваться. Если значения, выпавшие на зарах, у обоих противников одинаковые, то процесс повторяется до того времени, пока не выпадут разные значения. Соперник, у которого на зарах выпало большее число и начинает первым передвижение шашек, соответственно с числами на обоих зарах.

В данном игровом проекте по завершению первого хода, соперники по очереди бросают обе зары. Выпавшее число на каждой заре говорит о том, на сколько пунктов вам необходимо переместить свои шашки. Движение шашек всегда происходит лишь в одном направлении: начиная от пунктов с большими номерами и заканчивая пунктами с меньшими номерами.

Ключевая цель игры в «Короткие нарды»

Перед вами ставится задача - перевести все свои фишки в собственный «дом» и после чего снять их с доски. Сделать это необходимо до того момента, как ваш соперник снимет свою последнюю шашку. Лишь только так вы сможете выиграть игровую партию.

Начальная позиция шашек

Короткие нарды - игровой онлайн-проект, предназначен для игры двух участников. Виртуальная доска расчерчена на 24 узких треугольника, название которых - пункты. Все данные треугольники чередуются по цветам и объединяются в группы, состоящие из шести треугольников в каждой.

Данные пункты также имеют свою нумерацию, причем данная нумерация предусмотрена для каждого соперника отдельно и начинается с «дома». Для каждого из соперников домом является территория последней для него четверти игрового поля. Начало «дома» - пункт, на котором стоит пять камней в начальной позиции.

Самый дальний пункт - 24-й, который в свою очередь есть 1-м пунктом для вашего соперника. Для игры в «Короткие нарды» вам, как и вашему сопернику предоставляется 15-ть шашек. Изначальное расположение шашек: 2 шашки в 24-м пункте, 5 в 13-м, 3 в 8-м и 5 в 6-м.

В классическом варианте игры, каждый из противников имеет свою пару игральных костей. В Backgammon Arena таких костей, конечно же, всего одна пара.

Начальный жребий

Для того чтобы определить, кто из соперников начнет первым игровой процесс, а также, какие числа будут использованы для его первого хода, необходимо бросить одну кость. При одинаковом результате, кость бросается до того времени, пока выпавшие числа не будут разными.

Передвижение игровых фишек

В данном игровом проекте передвижение шашки возможно лишь на открытый пункт, на котором нет ни одной фишки соперника либо стоит лишь одна.

Сделав первый ход, противники бросают кости по очереди, и передвигают фишки в соответствии с выпавшими числами. Передвигать шашки можно лишь в одном направлении от пунктов, номера которых больше всего и до пунктов, номера которых самые меньшие. Для одних фишек - это движение за часовой стрелкой, для других - против.

Числа, которые выпадают на обеих костях, означают отдельные ходы. Например, если вам выпало 4 и 5, то одну свою фишку вы можете передвинуть на четыре пункта, а вторую на пять. Также есть вариант передвинуть только одну фишку на девять пунктов (4+5=9), но это возможно лишь в том случае, если промежуточный пункт, что находится в расстоянии четыре или пять пунктов от начального, тоже свободен.

Если вам посчастливилось и выпал дубль, то есть два одинаковых числа на каждом кубике, то вам нужно сделать таких четыре хода. К примеру, вам выпало 5-5, то вы должны сделать четыре хода по пять. Также это дает вам право передвигать фишки в такой комбинации, какой вы сочтете нужной.

Вы должны использовать оба числа, которые выпали, если это допускается правилами или же все четыре числа при выпадении дубля. Если сыграть можно лишь одно число, то вы просто обязаны его сыграть. Если выпавшие числа можно сыграть по отдельности (месте нельзя), то вам необходимо сыграть большее число. Если у вас никак не получается сделать ход, то вы пропускаете противника вперед. Если при выпадении дубля у вас нет возможности использовать все четыре хода, то необходимо сыграть столько, сколько это позволяет ситуация на данный момент.

Как побить и зарядить фишку

В онлайн-игре в нарды пункт, на котором стоит лишь одна фишка, называется «блот». В тот момент, как фишка противника останавливается в данном месте, то этот блот считается побитым, и фишку необходимо положить на бар. В данном игровом проекте нужно, да и модно так сказать, располагать на одном пункте по две фишки, таким образом, защищать их от боя. Для того,

Чтобы получить возможность составить сдвоенные фишки, необходимо бросить игральные кубики. Сдвоенные фишки побить нельзя, а также поставить туда свои фишки. Если вам выпадает возможность пойти на пункт, где уже стоит больше одной фишки противника, то фишка «не идет». Если шесть пунктов, что расположены перед вашей фишкой, заняты сдвоенными фишками противника, то ваша фишка становится «запертой». До того времени, пока будет данный заслон, никаких движений фишка не сможет сделать.

Примечание

Нельзя: убить фишку противника и «спрятаться». Перемещение такой фишки тем же ходом обратно, чтобы поместить ее в пункт с другой фишкой и сделать ее сдвоенной и таким образом, защитить ее от побития, не возможно.

Можно:

  • побить фишку противника и накрыть свою фишку другой;
  • побить фишку противника и следовать дальше на место свободного пункта, то есть не прятаться;
  • побить фишку противника и выбросить.

Правилами «Коротких нардов» предусмотрено, если на баре есть ваши фишки, то ваша первая обязанность - это зарядить их в доме соперника. Возврат фишки в игру происходит при условии вступления ее на пункт, который равен значению, что выпал на заре. Например, если вам выпала комбинация 3 и 5, то у вас есть право зарядить фишку в пятом или в третьем пунктах, при условии, что там не стоит двух и более фишек противника.

Если оба пункта, которые вам выпали, заняты минимум двумя фишками, то вы пропускаете свой ход. Если у вас нет возможности ввести все шашки, соответственно выпавшим числам на зарах, то они пропадают. Как только вы снимете все фишки с бара, вы сможете совершать обычные ходы и перемещать любую фишку, которую хотите.

Как выбросить фишки

Как только вы приводите все свои фишки в дом, начинается процесс выбрасывания фишек из игры. В «Коротких нардах» выбрасывать фишку необходимо таким образом: сбрасываются фишки и зары, которые стоят на пунктах, соответственно с выпавшими очками, и убираются с игрового поля.

Правила выбрасывания фишек:

  • снимается фишка, стоящая на пункте, что соответствует выпавшему на зарах значению. К примеру, если вам выпала зара с номером 6, то выкинуть можно фишку, которая стоит на шестом пункте. Если на данном пункте у вас нет ни одной фишки, то разрешается перемещение шашки с пунктов, число которых меньше выпавшего на заре;
  • перемещается любая фишка внутри дома с большим номером. То есть, если вам выпала тройка, то к перемещению подлежит фишка с пятого пункта на три позиции, то есть на позиции номер два, даже если на третьей стоит фишка;
  • снимается фишка, стоящая на пункте с меньшим номером, при отсутствии фишек на пункте в соответствии с выпавшим числом и на большем, чем значение выпавшей зары. То есть, если вам выпала цифра 4 и при этом на пунктах 4, 5 и 6 нет фишек, то сбросить можно фишку, стоящую на пункте 3. Если и на 3 пункте нет фишки, то скинуть можно с пункта 2 и так далее;
  • во время перемещения фишки во внутренней части игрового поля, и при этом, убив фишку противника, выбрасывать эту фишку или пару фишек запрещено.

В стадии выбрасывания все фишки должны находиться в вашем доме. Если в процессе выбрасывания фишка будет побита, то вам необходимо привести ее обратно в дом, прежде чем продолжить выбрасывать фишки. Тот, кто первым выбросил все свои фишки с игрового поля и выигрывает данную партию.

В онлайн-игре «Короткие нарды» положение, когда проигравшему удалось выкинуть хоть одну фишку, называется «оин». Проигравшему «оину» следует заплатить всего одинарную ставку. Положение, когда проигравшему не удалось выбросить ни одной фишки, называется «марс». Проигравшему «марсу» приходится платить двойную ставку.

Даве

Как правило, в «Короткие нарды» играют, делая ставки. С каждым новым уровнем ставки увеличиваются. Во время игрового процесса вы, если чувствуете свое большое преимущество в игре, то можно предложить сопернику «даве» - сдаться или удвоить ставки. Принять решение и сдаться или удвоить ставку соперник может лишь до того, как бросит кости.

Первоначальное право предложить «даве» есть у обоих противников. В то время, когда предложение сделано, принято, а ставка увеличена, право сделать «даве» дается лишь тому игроку, кто принял его ранее. Прежде чем начинается игра, соперники договариваются, каким образом будут увеличиваться ставки: в геометрической (2, 4, 8) или в арифметической (1, 2, 3, 4) прогрессии.

Встречное удвоение ставки в одной и той же игре называется «басе» или «редабл». Если одни из соперников сдается в данный момент, то он проигрывает такое количество очков, которое стояло на кону перед данным «редаблом». В ином случае, куб переходит к нему, а игра продолжается со снова удвоенной ставкой. Никакого ограничения на количество «редаблов» в игре нет.

У специального куба «даве» предусмотрены грани с цифрами 2, 4, 8, 16, 32, 64 для кратности увеличения ставок. Таким образом, показываются во сколько раз увеличивается текущая ставка. С использованием куба «даве» азарт в нардах поднимается больше, ведь сумма начальной ставки может увеличиться в 64 раза.

Во время игры в короткие нарды с «даве» «марса» нет.

Дополнительные правила

Более широкое распространение в игре «Короткие нарды» получили некоторые дополнительные правила.

  • Авто-дабл. При условии выпадения одинаковых чисел очков первым ходом происходит удвоение ставок. Поворот кубика происходит по два, после чего куб остается по средине доски. Обычно между противниками происходит заранее договор об ограничении числа авто-дабла еще в начале игрового процесса. Использование данного правила обычно происходит для большего азарта.
  • Бивер. Если вам объявили «даве», то у вас есть возможность немедленно переудвоить ставку. Для этого объявляется встречный редабл-бивер, кубик в данном случае остается у вас. Если вам первым пришлось принять «даве», то вам нужно принять решение: соглашаетесь вы на этот бивер или же нет. При отрицательном решении вы проигрываете уже удвоенную ставку.
  • Правило Якоби. Марс и кокс принято считать одним очком, при условии, что «даве» не объявлено ни одним из противников во время игрового процесса. Данным правилом ускоряется игра, поскольку устраняется ситуация с объявлением «даве», поскольку стремление противников играть на «марс».

Нарды (тавла, трик-трак) - это, возможно, древнейшая настольная игра в человеческой истории. Игры с досками и игральными костями, судя по археологическим раскопкам, были известны шумерам и древним египтянам. Настольная игра с очень похожими правилами была известна уже в древнем Риме. В нынешнем виде игра появилась в средневековой Персии. С XII века в нарды играют и в Западной Европе.

В этой статье мы расскажем о правилах игры в нарды для начинающих (пошагово).

Общие сведения

Игра проводится на специальной доске при помощи шашек. Двое соперников играют двумя комплектами шашек (белыми и черными). Цель игры - как можно скорее провести вокруг доски все свои шашки, а также затруднить продвижение шашек противника. Выиграл тот, кто первым сумел вывести шашки с поля. Количество ходов зависит от броска костей: таким образом, при игре в нарды большую роль играет везение. Вместе с тем, для успешного завершения партии игрок должен работать головой и грамотно применять стратегию.

Есть две разновидности игры с разными правилами: длинные и короткие нарды. Длинные нарды - это классический вариант игры, известный на Востоке и в России. Короткие нарды - это европейская, реформированная версия игры, созданная англичанином Эдмондом Хойлом в XVIII веке. В последнее время короткие нарды получили распространение и в нашей стране, но не вытеснили длинные нарды.

Мы опишем правила игры в обеих ее версиях.

Кубики, доска и шашки

Инвентарь прост: доска с двадцатью четырьмя лунками, два кубика и тридцать шашек (пятнадцать белых и столько же черных).

Игровым полем является внутренняя сторона доски (в отличие от шахмат и шашек). Доска разделена на две половины (это разделение называется «бар»).

В коротких нардах расстановка перед партией происходит следующим образом. Противники садятся друг напротив друга с разных сторон доски. Каждый игрок выстраивает шашки своего цвета в правой верхней лунке игровой доски. Фактически ваши шашки будут выстроены в ряд с правой стороны доски, шашки противника - напротив. Первоначальное местоположение шашек называется «головой».

Цвет шашек не определяет очередность хода (этот вопрос решается броском костей)

В процессе игры нужно будет провести свои шашки через лунки (поля) на верхнем и нижнем краях доски. Правая верхняя лунка на старте уже занята вашими шашками, левая нижняя - занята шашками противника. Соперники ведут свои шашки вокруг доски против часовой стрелки. Ваша задача - провести их сначала через лунки дальнего края доски, а потом через лунки ее ближнего края в правую ближнюю четверть, которая называется вашим «домом». После этого вы сможете начать вывод с доски своих шашек. Такую же задачу выполняет и ваш противник - его «дом» находится (с вашей точки зрения) на дальнем левом краю поля.

Нарды: правила игры для начинающих с картинками:

Победителем считается тот, кто успел первым вывести все свои шашки из игры.

Третий обязательный элемент инвентаря - это два кубика (игральные кости). В нардах они имеют специальное название - зары. Перед каждым ходом игрок кидает обе кости. От суммы возможных очков зависит то, какие действия сможет совершить игрок.

Правила игры в длинные (простые, классические) нарды

В начале игры все шашки противников расставляются описанным в прежнем разделе образом, в «голове». Затем броском кубиков игроки определяют, кому принадлежит первый ход.

Перед тем как сделать ход игрок снова бросает две кости, чтобы определить, на сколько шагов он может передвинуть шашку вперед. Например, выпавшие числа 3 и 2 позволяют ему снять шашку «с головы» и продвинуть ее на три лунки и еще на две вперед. Следующий ход делает противник, далее игроки продолжают ходить по очереди.

Снимая «с головы» шашки, игроки могут двигать только одну шашку за свой ход. Но есть исключение: в правилах игры в нарды предусмотрен дубль. Если при первом броске костей выпадает дубль: 3 и 3, 4 и 4, 6 и 6, можно ходить двумя шашками (например, при броске 3 и 3 продвинуть и ту и другую вперед на три клетки).

  • сходить одной шашкой дважды за один ход (например, если 2 выпало на одном кубике и 3 на другом - сходить одной шашкой на три шага и тут же - на два)
  • сходить двумя шашками (при броске костей 2 и 3 передвинуть одну шашку на 2 шага, другую - на 3 шага).

Это очень важный момент: игрок может выбрать, какой вариант более целесообразен, и поступить по обстоятельствам.

Если в лунке уже стоит собственная шашка, ставить туда свои шашки (в любом количестве) - можно.

Если в лунке уже стоит шашка противника, ставить туда свою шашку нельзя.

Ходить на произвольное количество шагов нельзя.

Ходить назад нельзя.

Пропускать ход, если есть какая-либо возможность сходить, нельзя. По правилам необходимо делать ход в свой черед, даже если это действие ухудшит ваше положение. Пропустить ход можно лишь в том случае, когда правила вообще не оставляют возможности ходить.

Игра в нарды, фото:

Если выпал дубль (одинаковый бросок двух костей), то общее число шагов удваивается. Например, при броске 4:4 игрок ходит не на 8 лунок вперед, а сразу на 16 (одной шашкой на 16 лунок-полей или двумя шашками на 8).

В течение партии желательно не только как можно скорее довести все шашки до своего «дома», но и поставить палки в колеса противнику. Поставив шесть ячеек своего цвета подряд, вы создаете «непроходимый заслон», через который противнику не пробиться. Мы помним, что ходить на лунку, занятую шашкой противника, нельзя, и, скажем, при броске костей на 5 и 4 невозможно сразу сходить на девять пунктов вперед, а можно только 4, а потом сразу же на 5 шагов (либо сначала на 5, а потом на 4). Таким образом, перепрыгнуть «мост» из шести шашек противника не получится.

В отношении строительства «мостов» имеется ограничение. Строить мост можно только в том случае, если впереди этого заслона находится хотя бы одна шашка противника.

Когда все шашки - уже в «доме», игрок начнет снимать их с доски, чтобы скорее завершить партию. Пока хотя бы одна шашка остается на доске, ваша партия не завершена. Делается это тоже по броску кубиков. Так, при броске 1 и 3 убирается по одной шашке из тех, что стоят в первой и третьей лунке справа. Если с данного поля уже убраны все шашки, снимается шашка со старшей позиции. При этом шашки можно не только снимать, но и передвигать в «доме».

Считается, что в нардах ничьи не бывает. Однако в последние годы появилось одно исключение. Если один из соперников уже убрал все шашки с поля, надо дать другому один ход. Если за этот ход он тоже успеет убрать все шашки, считается, что наступила ничья.

Конец одной партии - это еще не конец матча. Противники могут провести несколько игр на очки. При этом важно, что в длинных нардах есть два вида побед. Более полная победа называется «марс» (один противник уже завершил игру, а другой еще не успел ввести в «дом» все свои шашки). Проигравший «марс» проигрывает двойное количество очков.

Правила игры в длинные нарды: видео

Правила игры в короткие нарды

Между двумя разновидностями игры много общего. Та же доска, то же количество шашек. Поэтому мы расскажем лишь о специфических особенностях коротких нардов.

Правила игры в короткие (быстрые) нарды таковы, что шашки противника движутся друг навстречу другу (дом белых и дом черных находятся друг напротив друга). Поэтому игра - скорее сражение, чем бег наперегонки.

Правила разрешают и предписывают сбивать с доски шашку противника. Как мы помним, в длинных (классических) нардах нельзя поставить свою шашку в лунку, если там уже стоит чужая шашка. В коротких нардах правила иные - если в лунке стоит лишь одна шашка (это называется «блот»), противник может выбросить ее, поставив на это место свою. Но если в одной лунке более двух шашек, ни взять их, ни остановиться на этом поле - нельзя. Сбитые шашки складываются на «баре» (черта, которая делит поле пополам). Противник стазу попадает в невыгодное положение: следующим ходом ему предписано вернуть свою шашку в игру. Вводить ее в дело приходится в «доме» противника, то есть на максимальном расстоянии от цели - своего собственного «дома». В какую лунку ее ставить, определяет бросок костей. Так, если кости показывают 3 и 5, то можно на выбор поставить шашку в третью или в пятую лунку. Если же сделать такие ходы невозможно технически (лунки заняты двумя и более шашками противника), придется пропустить ход и попытать счастья следующий раз.

«Побить» шашки противника - это значит замедлить его продвижение к финишу и, следовательно, увеличить собственные шансы на победу. По этой причине занимать сводное поле (лунку) только одной фишкой - довольно опасно.

Победить в коротких нардах можно по-разному. Более полная победа называется «марс» (если проигравший еще не успел снять с поля ни одной шашки). Еще более полная победа называется «кокс» (если проигравшему не удалось снять ни одной шашки и кроме того хотя бы одна его шашка осталась на баре или в «доме» противника). «Марс» дает двойное количество очков, «кокс» дает тройное количество очков.

Правила игры в короткие нарды: видеоурок

06/10/2011
Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...

Короткие нарды правила игры

Короткие нарды - начальная позиция

Короткие нарды - настольная игра для двух игроков. В короткие нарды играют на доске, имеющей двадцать четыре ячейки, называемых пунктами. Пункты объединены в четыре группы по шесть ячеек в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.


В настольной игре короткие нарды пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. В коротких нардах у каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Короткие нарды – цель игры

Цель игры короткие нарды - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.


Короткие нарды - движение шашек в игре

Чтобы начать игру короткие нарды, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения. Игрок, у которого выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обоих костях. В настольной игре короткие нарды после первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы. Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или пипсов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. При этом применяются следующие правила:

Как побить и зарядить шашку в настольной игре короткие нарды

В настольной игре короткие нарды пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В коротких нардах, в любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости. К примеру в игре короткие нарды, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.


В игре короткие нарды если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.

Выбросить шашки в настольной игре короткие нарды

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. В коротких нардах игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта. Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.


В коротких нардах, в стадии выбрасывания шашек, все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию в коротких нардах.

В игре короткие нарды положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется "оин". Проигравший "оин" платит одинарную ставку. Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется "марс". В этом случае проигравший платит двойную ставку. Возможна матчевая игра - то есть до определённого количества очков.

Игра в нарды известна издавна и пользуется заслуженной популярностью.

В отличие от шахмат и других подобных игр, здесь победа зависит не только от правильного расчета, но и удачи, поскольку ходы производятся согласно выпавшей комбинации на кубиках (костях).

В предлагаемом материале рассказывается, как играть в нарды, указываются разновидности партий, приводятся основные правила и понятия.

Элементы тактики и стратегии для начинающих с нуля, чтобы освоить азы игры.

Обучение основам не займет много времени.

Прежде чем перейти к рассмотрению правил игры в нарды, несколько основных понятий, принятых среди игроков:

Понятие Что означает
Дом Крайняя четверть игрового поля, куда передвигаются шашки, чтобы снять с доски
Блот Ячейка, занятая одной фишкой
Снятие шашек Перемещение из собственной домашней четверти за границы игрового поля
Куб Даве Предложение игрока об удвоении ставки. Выполняется до броска зар, но не раньше, чем сделан первый ход.

Если соперник откажется, засчитывается поражение и выплачивается исходная ставка. В случае согласия ставка удваивается

Бивер Ситуация с поддержанным Даве и моментальным новым удвоением. Применяется по взаимной договоренности
Дубль Равное число очков при броске игральных костей
Марс Бешеный проигрыш, когда с доски не получилось снять ни единой шашки. В противном случае количество заработанных очков равняется числу оставшегося у соперника на игровом поле
Якорь Пункт, одновременно занятый несколькими фишками
Зары Две игровых кости, бросаемые игроками
Матч Договоренное количество партий
Бар Разделение игровой доски, куда в короткой партии выкладываются сбитые шашки
Ставка Размер суммы выигрыша
Голова В длинной партии – начальное построение всех пятнадцати фишек на одной угловой ячейке игрового поля

Длинные и короткие правила для начинающих

Проводится игра на доске, включающей четыре четверти, по шесть пунктов в каждой. Общее их количество – двадцать четыре.

Четверти называют:

  • Своим домом.
  • Своим двором.
  • Домом соперника.
  • Двором соперника.

В обозначении пунктов используется цветовая разметка и цифра, означающая номер ячейки.

Перед началом партии каждым игроком зеркально по отношению к сопернику устанавливается на доске по пятнадцать шашек, окрашенных соответственно в белый и черный цвета.

Известно множество разновидностей игры, с различными особенностями в правилах. Но в классических нардах существует две: длинная и короткая партии.

При коротких нардах порядок начальной расстановки фишек следующий:

  • Две – в двадцать четвертую ячейку.
  • По пять – в шестую и тринадцатую.
  • Три – в восьмую.

Чтобы выиграть, необходимо раньше соперника доставить свои шашки в собственный дом и убрать с доски.

Перемещаются они в соответствии с цифровой комбинацией, выпавшей на зарах. Право начального хода разыгрывается броском кубика, по большему значению.

В процессе игры цифры, выпавшие на кубиках, означают допускаемое количество шагов для отдельно взятой шашки.

Нельзя разделять цифру кубика на несколько ходов. В случае выпадения дубля значения удваиваются.

Обратите внимание! Если при броске кубик вылетает за пределы игрового поля, нужно повторить процедуру.

При передвижении фишек в коротких нардах руководствуются следующими условиями:

  1. Разрешается передвигать только в свободную ячейку или занятую не более чем одной шашкой соперника.
  2. Шашки перемещаются партнерами во встречном направлении.
  3. Цифры на костях – число ходов для двух шашек по отдельности. Разрешается перемещать на общее значение одну фишку.
  4. При выпадении дубля, разрешается передвигать до четырех фишек за ход.
  5. Обязательно выполнять все возможные ходы, выпавшие в соответствии с правилами.
  6. Если фишка соперника попадает в чужой блот, находящаяся там выкладывается на бар. Игрок обязан первым делом ввести ее в игру, согласно значениям на зарах, и только затем выполняются другие действия.
  7. В ситуации, когда ячейки для выхода заняты, ход пропускается.

Когда все фишки оказываются в своем доме, они выставляются с игрового поля, в соответствии с цифрами, выпавшими на костях.

Разрешается передвигать шашки в доме. Если при выбросе соперником выбивается шашка, для продолжения необходимо вернуть ее на поле и снова перевести в дом.

Правила длинных нардов несколько отличаются от коротких:

  • При первоначальной расстановке фишки выстраиваются соперниками соответственно в первой и третьей четвертях на крайних слева ячейках.
  • Перемещение фишек обоими игроками производится против часовой стрелки.
  • Не разрешается становиться в ячейку, занятую противником.
  • С головы снимают за бросок не более одной фишки, исключение – выпадение дубля на начальном ходу.

Игра с картинками: расстановка фишек и обучение тактики

Различия в правилах обусловливают особенности тактики для короткой и длинной партии.

При коротких нардах в расстановке необходимо придерживаться следующей стратегии:

  • Занимать как можно больше ячеек в своем доме, одновременно выводя свои фишки из чужого.
  • Не оставлять в зоне досягаемости соперника одиночные блоты, чтобы исключить выброс фишек с доски.
  • Постараться как можно быстрее закрыть ячейки возле бара, чтобы затруднить вывод сбитых шашек противнику.
  • Большое количество выбитого у противника, укрепит собственную позицию.

В классических длинных нардах шашки не сбиваются, поэтому первоочередная задача – максимально быстро распределиться по доске.

Главное внимание уделяется:

  • Занятию ячеек в первой четверти и начальном пункте второй, чтобы обеспечить беспрепятственный вывод с головы.
  • Получению опорных пунктов в третьей и затем четвертой четвертях поля.

Построение забора из нескольких рядом расположенных фишек затруднит задачу противнику, особенно если заняты ячейки, куда выполняется снятие с головы.

Наиболее эффективно занимать пункты с четвертого по шестой, что вынудит соперника терять ходы, ослаблять позицию, и поспособствует быстрому выигрышу.

В интернете выложены видео с картинками построений и приемов игры.

Любой, желающий научиться, просмотрев или скачав предлагаемые видеоуроки, без труда разберется в нюансах тактики и стратегии.

Отдельные пошаговые инструкции с рисунками лучше распечатать для детального изучения.

Чтобы научиться хорошо разбираться в тонкостях позиции, рекомендуется взять уроки обучения игре у опытного мастера, закрепив знания на практике.

Как видно из представленного материала, правила игры в нарды просты, но успех зависит не только от везения, но и правильно выбранной тактики. Играйте и выигрывайте.

Полезное видео

Видовое разнообразие игр в нарды вызывает трудности в освоении правил игры новичками. Неопытным игрокам в первую очередь следует выделить общие правила игры, изучение которых в дальнейшем поможет начинающим легко разобраться, как правильно играть в тот или иной вид нард. Условно все существующие разновидности игры можно поделить на два основных класса: короткие нарды и длинные. Главное их отличие состоит в первоначальном раскладе шашек, а также в наличии возможности сбивать шашки противника.

В любой вариации игры не бывает ничьей. Побеждает первый выстроивший шашки за бортом.

Любой вид нард предполагает три вида победы, ценность которых зависит от значительности итогового преимущества. Суть их следующая:

  1. Марс. Расположение шашек в конце партии, указывающее на то, что побежденный не успел завести все свои шашки в дом, а победитель смог вывести шашки за пределы игральной доски.
  2. Домашний марс. Окончание игры, в результате которой проигравшему удалось завести все шашки в свой дом, но вывести он их не смог, а тем временем противник вывел фишки за границы игральной доски.
  3. Кокс. По правилам игры в длинные нарды для начинающих такая ситуация обозначает окончание игры, по результатам которой побежденный не сумел сместить шашки из дома, в отличии от своего оппонента, которому удалось вывести все шашки за границы игрового поля. В коротких нардах коксом называется окончание, когда побежденный не снял ни одной из своих шашек из бара, а победитель в это время успел вывести все шашки за доску.

В правилах игры в нарды начинающие игроки смогут ознакомиться с единой системой подсчета балов, не зависимо от вида игры: простая – 1 балл, за марс – победитель получает 2 балла, за домашний марс – 3 и за ситуацию кокс – 4.

Основные правила игры в длинные нарды для начинающих

В длинных нардах соперничают 2 игрока, используя специальную доску. На ней есть 24 пункта в виде ячеек, сформированных в 4 группы. В начале партии оба игрока выстраивают все свои шашки (15 штук) в одну линейку в углу игровой доски. Такая линия в нардах называется «голова».

Образец размещения шашек по правилам игры в длинные нарды представлен начинающим на картинке.

Задача игроков – завести собственные шашки в дом и снять их с игрового поля быстрее соперника.

Первый ход делает игрок, у которого количество выпавших очков на заре (так в нардах называют игральные кости - кубики) больше. Согласно правилам игры в нарды с головы можно снять всего одну фишку за один ход. Исключение составляет лишь выпавший дубль на первом ходу партии.

Играя, соперники передвигают шашки против часовой стрелки поочередно согласно результату броска зар. Стоящая в ячейке шашка противника, не позволяет поставить на этот пункт свою. Количество стоящих шашек в одной ячейке не ограниченно. В случае, когда игроку некуда походить, он обязан поступиться своим ходом.

После заведения игроком всех шашек в дом, он имеет право начать снимать их с доски.

Основные правила игры в короткие нарды для начинающих

На игровой доске размещены 4 пункта с равным количеством ячеек. Всего на игровом поле 24 ячейки. Задача игроков провести все свои шашки по игровому полю, заводя их в дом и, выводя их за борт. Причем пройти этот путь необходимо быстрее соперника.

Образец расклада шашек по правилам игры в короткие нарды представлен начинающим на картинке.

В этом виде нард шашки движутся в направлении друг на друга, при этом можно ставить их на свободные пункты, и даже сбивать шашки противника, которые стоят в одиночестве.

Однако наличие более 1 шашки в ячейке не позволяет поставить туда свою шашку, такая ячейка считается занятой. Передвигать можно 1 или 2 шашки, а в случае выпадения куша (или другими словами "дубля" - одинакового количества очков на обеих игровых костях) даже 4.

Если шашка другого игрока стоит одна в ячейке, то на ее место можно ставить свою. Таким образом шашка другого игрока считается сбитой и отправляется в середину игровой доски «на бар». За ход разрешено сбивать неограниченное количество шашек.

Продолжать двигать шашки игрок может только после возвращения всех своих сбитых шашек на игровую доску, выстроив их в доме оппонента в соответствии с результатами броска зар. При выбивании шашки соперника из ячейки своего дома, она не убирается с игрового поля. Последняя шашка заводится в дом большим количеством очков, выпавших на игральной кости.

После захода всех шашек игрока в дом, он имеет право начать снимать их с доски согласно установленным правилами.