Государственная поддержка малого бизнеса предполагает. Что нужно знать о господдержке малого бизнеса в рф. На что дадут деньги

Государственная поддержка малого предпринимательства - это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса. К сожалению, далеко не все начинающие бизнесмены знают, на какую помощь они могут рассчитывать, потому многие вообще не обращаются за ней. О том, какие виды государственной поддержки малого предпринимательства существуют и как их получить, поговорим в этой статье.

Программа поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Что подразумевает господдержка малого предпринимательства?

В самом общем виде существует несколько направлений деятельности:

  • субсидирование;
  • обучение;
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности;
  • бесплатные консультации узкопрофильных специалистов;
  • предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Теперь давайте рассмотрим каждый из вариантов оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства в отдельности.

  1. Обучение
    В каждом субъекте Федерации организовываются различные тренинги, семинары, конференции, читаются лекции по темам, которые актуальны для новичков в сфере бизнеса и тех, кто решил его расширить, но не знает с чего начать. Более того, на таких занятиях можно получить ответы на вопросы, нередко возникающие при реализации бизнес-идеи на практике. Важным аспектом также является то, что подобные обучающие курсы проводятся совершенно бесплатно. На них рассматриваются вопросы бизнес-планирования, возможности снижения затрат на проведение маркетинговых мероприятий, правильного ведения кадрового делопроизводства, налогов и налогообложения, пенсионных и страховых отчислений, охраны труда работников и так далее.
  2. Организация выставок и ярмарок
    Данный вид государственной поддержки малого предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам снизить расходы на демонстрацию своего товара или рекламу оказываемых услуг (выполняемых работ), обменяться опытом с другими бизнес-субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность или сопряженную с таковой. Кроме того, выставки и ярмарки — это бесплатные торговые площадки, которые позволяют за несколько дней реализовать часть представляемого товара, найти деловых партнеров и заключить договоры.
  3. Консультирование
    На базе служб занятости населения, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, иных некоммерческих структур организовываются пункты помощи по различным специфическим вопросам, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Здесь вам могут оказать помощь профессиональные бухгалтеры, юристы, экономисты, специалисты в области труда и занятости. Такие консультации, как и вышеперечисленные меры государственной поддержки малого предпринимательства, оказываются на бесплатной основе.
  4. Субсидирование (наиболее востребованный вид помощи от государства)
    Субсидирование производится по разным направлениям и на разные цели. С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на тех, кто только планирует открыть свой бизнес (субсидии на открытие бизнеса), с другой — на тех, кто планирует развиваться далее или модернизировать производство.

    В первом случае деньги выделяются гражданам с перспективными проектами, которые изыскивают средства для начала своего дела. Здесь очень важно доказать, что ваш бизнес нужен региону, в котором вы планируете осуществлять деятельность, а также что вами просчитаны риски и вы уверены в окупаемости своей бизнес-идеи (См. Субсидии малому бизнесу: как получить субсидии для малого бизнеса) .

    Во втором случае государство готово помочь уже состоявшимся бизнесменам, которые планируют расшириться, приобрести новое оборудование, открыть новое направление. При этом денежные средства призваны компенсировать часть затрат, направленных на эти цели, в т. ч. уплату кредитов, оплату лизинговых платежей, проведение коммуникаций, открытие новых структурных подразделений с созданием дополнительных рабочих мест и т. д. Важно отметить, что при принятии решения о выдаче субсидии комиссия учитывает не только перспективность вашего бизнеса, но и его приоритетность для региона. В большинстве случаев к приоритетным направлениям деятельности относятся: инновационная, образовательная, медицинская, сельскохозяйственная, культурная и т. п.

  5. Предоставление помещений и земельных участков
    Конечно, бесплатно вам никто в пользование землю или помещение не даст, однако у государства арендовать их молодым предпринимателям будет гораздо выгоднее, чем у частных лиц. Земля и квадратные метры предоставляются на льготных условиях, что позволяет сэкономить весьма существенные суммы.

Не знаете свои права?

Поддержка молодых предпринимателей, как получить помощь

О видах государственной поддержке малого предпринимательства мы поговорили, теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как получить помощь на открытие или развитие бизнеса молодым предпринимателям. На нее можно рассчитывать только в том случае, если начинающие бизнесмены заявили государству о своем существовании.

Первое, что для этого необходимо сделать, — зарегистрировать свое предприятие в госреестре и представить соответствующие документы в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В фонде вы сможете получить подробную информацию о том, какие мероприятия проводятся в настоящее время и планируются в ближайшем будущем. Кроме того, вам расскажут о том, какие документы и куда следует подать, чтобы принять участие в этих мероприятиях.

Скачать форму договора

Следует сказать, что все виды материальной поддержки осуществляются путем проведения конкурсов и для того, чтобы деньги вам были предоставлены, этот конкурс необходимо выиграть. Зачастую требуется достаточно большой комплект документов, основным из которых является бизнес-план — именно по нему в большей степени будет приниматься решение о том, стоит вам выделять деньги на открытие/развитие бизнеса или нет. Таким образом, к составлению бизнес-плана следует подойти с большой ответственностью. Вы можете заниматься планированием самостоятельно, а можете привлечь для этого специалистов. Не используйте в составлении своего плана сомнительных данных и не преувеличивайте свои возможности — оценивать вас будут профессионалы, которые отлично понимают, чего можно ждать от проекта, а что является не более чем несбыточной фантазией.

При подаче заявки следует помнить, что все выделяемые в рамках господдержки молодых предпринимателей средства являются целевыми, поэтому вы должны точно знать, куда будете тратить средства, если таковые вам выделят.

Необходимо также отметить, что господдержка осуществляется только при условии, что предприниматель отчитается за каждый потраченный им рубль, а если выделенные денежные средства будут потрачены не по назначению, их придется вернуть государству.

Приоритетные направления деятельности для молодых предпринимателей

Мы вскользь уже упомянули о том, что предпочтение при выдаче субсидий отдается предпринимателям, планирующим открывать или развивать свой бизнес по одному из приоритетных для данного региона направлений. Список таких направлений разрабатывается в каждом субъекте Федерации отдельно, но в большинстве своем данный перечень очень схож. Если вы еще не решили, чем заняться, то попробуйте рассмотреть возможность реализации одного из нижеперечисленных видов деятельности, так как это может повысить ваши шансы на получение субсидии.

  1. Сельскохозяйственная деятельность, а также деятельность по переработке сельхозпродукции. К этой же группе можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов.
  2. Ведение любого вида предпринимательской деятельности в отдаленных областях, регионах, деревнях, селах. Ввиду низкого уровня развития инфраструктуры отдаленных местностей любая деятельность там приветствуется и поощряется государством, в том числе путем субсидирования. К этому же пункту можно отнести придорожный бизнес (например, различные гостиницы и кафе на трассах междугороднего сообщения).
  3. Организация промышленного производства, а также развитие инновационного предпринимательства и предпринимательства среди молодежи. Следует отметить, что, несмотря на то что указанные в этом пункте виды деятельности уже сами по себе являются приоритетными направлениями, повысить шансы на успех можно производством экспортоориентированной продукции. Изготовление любых товаров, которые в перспективе могут быть предметом международной торговли, является еще одним приоритетным направлением деятельности. Так что если вы планируете что-либо производить, то подумайте и о том, может ли результат вашего труда быть интересен иностранным партнерам.
  4. Важной для государства сферой является жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения. В такой бизнес государство также готово вкладывать деньги — но только при условии, что вы предложите качественный продукт или уникальное решение.
  5. Транспортный бизнес и туризм. Говоря о транспортном бизнесе, следует понимать и общественный транспорт, и осуществляющий перевозки между населенными пунктами (как пассажиров, так и грузов). С туризмом немного сложнее. Если к турам за границу все уже привыкли и это более-менее освоенная ниша бизнеса, то с туризмом внутри страны все обстоит гораздо хуже. Таким образом, приоритетной является именно организация отечественного туризма.
  6. Социально значимые направления деятельности. Сюда следует включать медицину, образование, спорт, общественное питание, связь и многое другое.
  7. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями, а также создание инвентаря и оборудования для благоустройства детских площадок.
  8. Строительство и осуществление выставочно-ярмарочной деятельности.

Государственная поддержка малого бизнеса представляет собой комплекс мер, которые направлены на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого предпринимательства. Печально, что лишь небольшое количество начинающих бизнесменов имеют представление, на какую помощь они имеют право претендовать и по этой причины многие даже не обращаются за ней.

В данной статье мы разберемся, какие виды государственной поддержки малого бизнеса разработаны, и каким образом ими можно воспользоваться.

Какие существуют программы поддержки малого предпринимательства

Нужно понимать, что государственная поддержка субъектов малого предпринимательства представляет собой не только выделение денежных средств на конкретные цели, но и другие виды помощи, необходимость в которых также высока. В некоторых ситуациях сопутствующая поддержка может быть даже более необходимой, чем деньги.

Каждый субъект Российской Федерации имеет право в рамках реализации программы поддержки малого бизнеса заниматься организацией и проведением своих программ, направленных на оказании помощи предпринимателям.

Виды государственной поддержки малого предпринимательства

Если рассматривать вопрос в общем, то в данной деятельности имеются несколько направлений:

  • Выделение субсидий;
  • Консультации на бесплатной основе специалистов узкого профиля;
  • Организация выставочно-ярмарочной деятельности;
  • Предоставление в аренду помещений для малого бизнеса или земельных наделов;
  • Обучение.

Предлагаем подробно ознакомиться с каждым из вариантов поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.

Субсидирование

Данный вид государственной помощи является наиболее востребованным на сегодняшний день. Субсидии можно получить на разные цели, так как данная программа ведется по разным направлениям. Государственная с одной стороны, нацелена на тех граждан, в планах которых открыть собственное дело. С другой стороны, субсидия может быть направлена на развитие производственной базы существующего бизнеса или на его модернизацию.

Если вы только планируете открыть собственное дело и находитесь в поисках финансовой помощи, то денежные средства будут выделены на проекты с видимой перспективой. Для начала понадобится собрать веские доказательства и обосновать, что ваш бизнес необходим в регионе, где планируется развернуть предпринимательскую деятельность.

Также нужно убедить государство, что вы полностью уверены, что бизнес окупится, и предусмотрели все возможные риски.

Если вы уже долгое время занимаетесь бизнесом и срочно понадобились деньги на его модернизацию, то в этом случае также можно рассчитывать на помощь от государства. К примеру, вам понадобилось открыть новое направление или купить современное оборудование. В этом случае субсидия позволит компенсировать частично затраты предпринимателя, которые уйдут на эти цели. Это может быть:

  1. Оплата лизинговых платежей;
  2. Погашение кредитов;
  3. Открытие новых филиалов бизнеса с созданием дополнительных рабочих мест;
  4. Проведение коммуникаций;
  5. Прочее.

Стоит знать, что когда комиссия будет рассматривать вашу заявку и принимать решение о выдаче субсидии от государства, то помимо перспектив вашего дела будет учитываться и его приоритетность для региона, где оно запускается. Чаще всего среди таких направлений деятельности можно выделить: медицинскую, инновационную, культурную, образовательную, сельскохозяйственную и т.п.

Консультирование

В каждом населенном пункте имеются службы занятости, различные некоммерческие структуры, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства. На их базе организовываются пункты помощи по многим специфическим моментам, которые волнуют начинающих бизнесменов. В данных организациях вы можете рассчитывать на помощь экономистов, юристов, профессиональных бухгалтеров, специалистов в области занятости и труда. Причем за данные консультации платить ничего не требуется. Поэтому данные меры государственной поддержки малого предпринимательства также востребованы и пользуются спросом.

Организация ярмарок и выставок

Этот вид поддержки малого бизнеса на государственном уровне дает возможность новоиспеченным предпринимателям сократить затратную часть на рекламную компанию выполняемых работ (оказываемых услуг) или демонстрацию своего товара потенциальным покупателям. Также данный вид поддержки позволяет обменяться опытом с другими субъектами хозяйствования, которые занимаются аналогичным видом деятельности или сопутствующей ей.


Вдобавок, организация ярмарок и выставок предполагает предоставление бесплатной площадки для торговли, дающей возможность за короткий срок продать часть представляемого товара. Всего за несколько дней ярмарки или выставки начинающий предприниматель может найти партнеров и заключить договора на поставку товара или предоставляемые услуги.

Предоставление в аренду земельных участков и помещений

Понятное дело, что получить необходимое для бизнеса помещение или земельный участок в бесплатное пользование не представляется возможным. Но молодым предпринимателям выгодней будет взять в аренду у государства, чем у физических лиц. Недвижимое имущество и земля будут предоставлены на выгодных условиях, и начинающему бизнесмену это позволит сэкономить неплохую сумму.

Обучение

В российских субъектах организовываются всевозможные семинары, тренинги, конференции. По темам, актуальным для первопроходцев в бизнесе, читаются лекции, рассматриваются нововведения и Также они могут понадобиться и тем, кто принял решение расширить свою предпринимательскую деятельность, но не имеет представление, что нужно делать. Вдобавок, подобные занятия позволят узнать много нового в вопросах реализации бизнес проектов практически. Спрос на такое обучение также высок по причине того, что за занятия вам не нужно будет раскошеливаться. На таких курсах можно получить информацию:

  • Об актуальных вопросах планирования предпринимательской деятельности;
  • об отчислениях в страховой и пенсионный фонды;
  • о возможности сокращения затратной части на проведение мероприятий, связанных с маркетингом;
  • об охране труда работников;
  • о вопросах, связанных
  • разобраться с вопросами грамотного ведения кадрового делопроизводства;
  • и так далее.

Как предпринимателям получить господдержку

Выше мы уже рассказали о видах государственной поддержки малого предпринимательства, предлагаем разобраться с тем, каким образом начинающим бизнесменам получить помощь на развитие уже имеющегося дела или на его открытие с нуля. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства становится возможной в случае если новое предпринимательство зарегистрировано согласно действующему законодательству.

На первом этапе нужно зарегистрировать свое предприятие в государственном реестре, предоставив необходимый пакет документов в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном учреждении вам будет доступна детальная информация, какие на момент обращения проводятся мероприятия и какие планы на ближайшую перспективу. Вдобавок, вас проконсультируют о том, какой пакет документов понадобится и куда его нужно отнести, чтобы в данных мероприятиях можно было принять участие.

Заостряем внимание, что все виды поддержки материального характера проводятся посредством проведения конкурса, и чтобы получить доступ к денежным средствам, понадобится выиграть конкурс.

Разрабатываем бизнес-план

Часто бывает, что для этого нужно иметь внушительный пакет документов, и самым важным в списке является бизнес-план. В большинстве случаев, опираясь именно на него, будет принято решение о том, рационально ли выделить вам финансовые средства на открытие собственного бизнеса или на развитие уже действующего дела. Именно по этой причине вам нужно детально проработать этот документ и уделить ему максимум внимания. Если есть возможность, можно заняться планированием самому, а в случае необходимости воспользоваться услугами специалистов.


Рекомендуем к составлению бизнес плана отнестись со всей серьезностью, не преувеличивать своих реальных возможностей и не писать сомнительные цифры и данные. Помните, что оценивать ваш бизнес план будут профессионалы, прекрасно разбирающиеся в данных вопросах. Они сразу определят, какие результаты от проекта можно ожидать – будет ли реальный результат, или все написанное представляет собой грезы, которые никогда не осуществятся?

Когда вы будете подавать заявку, не забывайте, что денежные средства, которые будут выделены вам в рамках государственной поддержки, являются целевыми, и по этой причине вы обязаны предоставить точную информацию, куда эти деньги будут потрачены в том случае, если их вам выделят.

Следует заострить внимание на том, что государственная поддержка осуществляется лишь при условии, что бизнесмен представит финансовый отчет по тратам за каждый выделенный рубль и в случае, если государственные деньги были израсходованы не на обозначенные цели, они подлежат обязательному возврату.

Приоритетные направления деятельности предпринимателей в рамках господдержки

Выше мы уже вели разговор о том, что комиссия отдаст свой голос в решении о выдаче субсидии тем предпринимателям, которые запланировали начать или развивать дело по одному из направлений, являющихся приоритетными для конкретного региона. В каждом субъекте РФ занимаются разработкой таких направлений, но по большей мере они имеют много схожего. Если у вас еще не имеется четкого плана, чем заняться, то мы предлагаем ознакомиться с некоторыми видами деятельности, занимаясь одной из которых реализуется государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Рассмотрите их и выбирайте, чем вы хотите заниматься:

1. Организация производства товаров промышленного назначения. Развитие предпринимательства среди молодежи и развитие инновационного предпринимательства. Заостряем внимание, что, даже учитывая то, что упомянутые в данном пункте виды деятельности сами по себе уже представляют собой приоритетные направления, шансы возрастут на производстве, к примеру, продукции, которая ориентирована на экспорт. Вдобавок, производство любых товаров, которые в ближайшем будущем могут стать предметом международной торговли, является еще одним направлением деятельности, находящимся в приоритете. Поэтому, если ваша будущая предпринимательская деятельность будет связана с производством, вам нужно проанализировать ситуацию и задуматься, может ли ваша продукция заинтересовать иностранных контрагентов.

2. Сельскохозяйственная деятельность. Сюда можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов и сельскохозяйственной продукции.

3. Туризм. Здесь ситуация немного сложней. Привычная туристическая деятельность, связанная с поездками за пределы государства – освоенная ниша бизнеса. А вот с организацией туризма внутри России дела обстоят намного печальней. Итак, в данном случае приоритетным направлением будет являться деятельность по развитию туристической отрасли внутри страны.

Любое государство заинтересовано в развитии предпринимательства. Увеличение количества ведущих активную деятельность маленьких предприятий вызывает улучшение качества жизни граждан и рост экономических показателей в целом. Кроме того, огромные корпорации не могут быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и неспособны вовремя удовлетворить изменяющиеся потребности населения.

Поддержка малого бизнеса 2020, гос программы содействия частному предпринимательству - достаточно распространенная практика в западных странах. Чаще всего интерес у властей вызывают небольшие местные компании, улучшающие экономическую ситуацию в отдельно взятом городе: предоставление им различных льгот и субсидий позволяет повысить конкурентоспособность продукции и инвестиционную привлекательность региона.

В России такая форма помощи встречается реже: органы самоуправления на местах обычно не располагают необходимым для реализации подобных мероприятий бюджетом. Тем не менее, отечественные предприниматели могут воспользоваться альтернативным вариантом - внедряемой на федеральном уровне программой содействия развитию МСП, включающей в себя множество способов как финансовой, так и инфраструктурной поддержки вновь созданного бизнеса.

Кто может рассчитывать на помощь?

Изучая государственную политику в отношении частных предпринимателей, можно отметить, что действующие программы финансовой и нематериальной поддержки ориентированы преимущественно на представителей малого и среднего бизнеса. Чтобы выяснить, относится ли отдельно взятая компания к этой категории, необходимо принять во внимание среднесписочную численность работников и объем годового оборота:

Формат предприятия

Таким образом, на получение помощи ИП от государства в 2020 году могут претендовать исключительно указанные субъекты предпринимательства при условии, что они соответствуют некоторым дополнительным требованиям:

  • Срок существования - не более двух лет;
  • Субъект МСП зарегистрирован в налоговой службе;
  • У предприятия нет задолженности по налоговым и фондовым отчислениям.

Средства распределяются между соискателями неравномерно: чтобы повысить вероятность успеха в привлечении стороннего финансирования, предприниматель должен работать в одном из приоритетных на сегодняшний день направлений:

  • Производство товаров первой необходимости;
  • Услуги экологического туризма;
  • Различные направления народного творчества;
  • Агропромышленный сектор;
  • Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • Социальное предпринимательство;
  • Научно-техническая сфера.

Где можно получить помощь?

Полномочиями, связанными с решением вопросов о предоставлении помощи предпринимателям, обладают многие инстанции и организации. Каждая из них действует в обозначенной сфере и располагает собственным бюджетом:

  1. Городская администрация. В отделе экономического развития можно получить информацию обо всех видах федеральных и местных программ финансовой поддержки малого бизнеса 2020 года;
  2. Фонды поддержки предпринимательства. Проводят экспертизу представленных предпринимателями проектов и на основании полученных результатов выделяют средства для финансирования малых предприятий;
  3. Торгово-промышленные палаты. Предоставляют бесплатные консультации по вопросам маркетинга, финансов, правовой поддержки и сертификации, а также помогают принять участие в различных федеральных и международных выставках;
  4. Бизнес-инкубаторы. Оказывают начинающим предпринимателям инфраструктурную поддержку, предоставляют площади и оборудование для ведения деятельности;
  5. Венчурные фонды. Определяют наиболее перспективные стартапы и выделяют гранты на поддержку малого бизнеса 2020 года. Приоритетными для фондов являются научно-технические и инновационные проекты.

Виды программ

Программы гос поддержки предпринимательской деятельности 2020 года реализуются на разных административных уровнях. В соответствии с масштабами и объемами финансирования их можно классифицировать как:

Федеральные программы:

  • Предназначены для реализации в масштабах страны;
  • Характеризуются большими объемами финансовой поддержки малого бизнеса в 2020 году;
  • Оперируют средствами преимущественно для масштабных проектов;
  • Реализуют стратегию развития уже работающих предприятий.

Региональные программы:

  • Действуют в границах административных регионов;
  • Оперируют бюджетом конкретного края или области;
  • Предназначены для развития региональной инфраструктуры.

Местные программы:

  • Реализуются для городских или районных предпринимателей;
  • Имеют сравнительно небольшой объем финансирования;
  • Решают местные задачи экономического характера.

Прямая финансовая помощь

При субсидировании средства в рамках программы поддержки малого бизнеса 2020 года выдаются предпринимателю безвозмездно. В иных случаях речь идет о льготных кредитах и займах, предоставляемых на длительный срок по сниженной процентной ставке. Тем не менее, любые формы финансирования имеют оговоренное целевое назначение и сопровождаются документальной отчетностью по установленной форме. Так, деньги можно израсходовать на:

  • Аренду помещения или земельного участка;
  • Закупку основных средств;
  • Приобретение сырья и расходных материалов;
  • Покупку производственного оборудования.

Гранты

Данный вид финансирования доступен не только для бизнесменов, приступающих к регистрации своего первого предприятия, но и для тех, кто занимается коммерческой деятельностью не более двух лет. Проведением конкурсов среди предпринимателей и распределением грантов занимаются:
  1. Департамент по развитию предпринимательства;
  2. Департамент экономического развития;
  3. Местные органы самоуправления;
  4. Фонды поддержки МСП;
  5. Союзы предпринимателей.

Местные власти в начале каждого года уточняют перечень приоритетных видов деятельности: ознакомиться с этой информацией можно на сайте центра поддержки предпринимательства. Чаще всего предпочтительными становятся научные разработки (30% от общей суммы финансирования), проекты с высокой социальной значимостью (30%), производство и агропромышленный сектор (20%), а также торговля (12%). В соответствии с законодательством гранты не могут получить предприятия, производящие подакцизные товары, работающие с недвижимостью или инвестициями, добывающие полезные ископаемые или осуществляющие игровую деятельность.

Разумеется, объем финансирования зависит от бюджета региона. Так, в Москве, Самаре или Перми предприниматель может рассчитывать на 500000 рублей, тогда как в остальных областях размер гранта ограничен на уровне 300000 рублей. Предполагается, что эти средства будут направлены на покрытие 30–50% от общей сметы проекта. Оставшуюся часть денег бизнесмену придется изыскать самостоятельно.

Чтобы подтвердить обоснованность своих претензий на грант, необходимо при помощи документов доказать принадлежность компании к категории МСП по количеству рабочих мест и сумме годового оборота.

Кроме того, предприниматель должен:

  • Предоставить документальное подтверждение отсутствия иной финансовой помощи;
  • Предъявить Свидетельство о регистрации, учредительные документы, бизнес-план;
  • Подтвердить банковской выпиской наличие собственных средств;
  • Запросить справку о положительной кредитной истории в Национальном бюро.

Льготное кредитование

Льготное кредитование - один из возможных выходов для тех, кто не может рассчитывать на иные способы финансовой поддержки государством малого бизнеса 2020. Как и при выделении грантов, вероятность получения ссуды с минимальной процентной ставкой выше у тех, кто работает в приоритетных для государства сферах. К таковым относятся инновации, производство товаров первой необходимости, наукоемкие отрасли, сельское хозяйство.

По вопросам кредитования следует обращаться не только в государственные учреждения и фонды, но и непосредственно в банки или кредитные сообщества: многие из них разрабатывают собственные продукты для предпринимателей. Целевое расходование денег проверяется в любом случае - это может быть:

  • Финансирование приобретения основных средств, производственного оборудования для реализации новых проектов;
  • Возмещение текущих расходов, связанных с проектом (до 30% от суммы кредита);
  • Пополнение оборотных средств.

Кредит предоставляется в форме единоразовой выплаты, возобновляемой или невозобновляемой линии на сумму от 50 миллионов до миллиарда рублей. Срок действия договора может быть любым, однако льготная программа действует на протяжении максимум трех лет. Также для участия в ней предприниматель должен инвестировать в проект собственные средства в объеме:

  • 20% для кредитов на сумму от 500 млн рублей;
  • 20% для кредитов, погашение которых предполагается из прибыли, полученной в результате запуска финансируемого проекта;
  • Без ограничений - для остальных инвестиционных проектов.

Процентные ставки за пользование кредитом устанавливаются для малых предприятий на уровне 11–11,8% годовых, для средних - от 10% годовых.

Микрозаймы

В некоторых случаях предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование на суммы в десятки миллионов рублей. Альтернативой для желающих получить от 100000 до 3000000 рублей может стать иная форма поддержки малого бизнеса 2020 года - предоставление микрозаймов. Чтобы воспользоваться подобной помощью, предприятие должно работать в одной из следующих отраслей:

  • Агропромышленное производство;
  • Строительство;
  • Товарное производство и переработка продукции;
  • Инновационная и научная деятельность;
  • Сфера услуг.

Заем выдается на срок от трех месяцев до трех лет по ставке 10% годовых. Целевое назначение такого финансирования предполагает:

  • Пополнение товарного запаса и оборотных средств;
  • Аренду или приобретение объектов коммерческой недвижимости;
  • Ремонт объектов недвижимости;
  • Аренду или приобретение коммерческого транспорта;
  • Закупку станков и технологических линий;
  • Закупку сырья и материалов;
  • Рефинансирование ранее оформленных кредитов.

Финансовое учреждение может потребовать обеспечение кредита залогом со стороны предпринимателя. При сумме до 300000 рублей в качестве такового используют либо движимое и недвижимое имущество, либо поручительство. При объемах кредитования, превышающих указанный лимит, применяют эти виды гарантии совместно.

Косвенная финансовая помощь

Нет ничего удивительного в том, что предпринимателей в первую очередь интересует вопрос о том, . Однако на реализацию остальных видов поддержки государство выделяет намного больше средств: данное обстоятельство заставляет задуматься о более внимательном изучении альтернативных видов помощи МСП.

Налоговые каникулы

Первые два года работы малого предприятия можно считать самыми тяжелыми - на этом этапе расходы компании значительно превышают доходы. Поэтому государственной программой поддержки МСП предусмотрены специальные налоговые льготы для малого бизнеса в 2020 году:

  • Для ИП, использующих УСН - возможность снижения ставки с 6% до 1%;
  • Для ИП, использующих ПСН - снижение размера потенциального дохода с 1000000 рублей до 500000 рублей в год;
  • Для ИП, использующих ЕНВД - возможность снижения ставки с 15% до 7,5%.

Начинающим предпринимателям льготы 2020 года могут быть предоставлены без ограничений, поскольку закон продлевает срок действия программы по 2020 год включительно. Дополнительно установлены правила применения налоговых каникул:

  • Снижение ставки допускается только для предприятий, зарегистрированных в первый раз. Действующие ИП такую льготу получить не могут;
  • Для применения специальной ставки налогообложения предприятие должно перейти на ЕНВД, УСН или ПСН не позднее, чем через два года после регистрации;
  • Льготу можно назначать на срок не более двух лет;
  • Налоговые каникулы в 2020 году предоставляется предпринимателям, работающим в социальной, производственной либо научной сферах. При этом доля дохода компании от указанных видов деятельности должна превышать 70% от общей суммы прибыли.

Компенсация ставок по кредитам

Сложно найти какой-либо вид предпринимательской деятельности, не требующий периодического кредитования. Обращаясь в банки, владельцы компаний в отсутствие альтернативы чаще всего вынуждены принимать не самые выгодные предложения. На первый взгляд кажется, что исправить ситуацию невозможно, однако, выход есть и здесь: соответствующая программа государственной поддержки малого бизнеса в России 2020 позволяет в известной степени уменьшить кредитную нагрузку.

Разумеется, возмещение тела кредита по-прежнему остается основной задачей предпринимателя. Но частично компенсировать процентную ставку за пользование кредитом можно и за счет государства. Помощь предоставляется в объеме:

  • 1/3 от установленной на 2020 год ставки рефинансирования (7,75%) для договоров со сроком действия менее двух лет;
  • 1/2 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок от 2 до 3 лет;
  • 2/3 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок более трех лет.

Цель кредитования имеет значение и в этом случае: средства должны быть направлены на приобретение основных средств, закупку оборудования, сырья и материалов, расширение и реконструкцию производства. Оценка целесообразности выделения помощи проводится на основании приведенных в бизнес-плане данных о социальной и экономической пользе проекта. К социальным критериям относятся:

  • Создание дополнительных рабочих мест;
  • Увеличение заработной платы сотрудникам.

Не менее важными являются экономические критерии эффективности проекта:

  • Рост финансирования закупки основных средств;
  • Увеличение объема работ;
  • Количественный прирост объема произведенных товаров.

Поручительство по кредитам

Банки в попытке улучшить свои финансовые показатели и уменьшить риски регулярно ужесточают требования к заемщикам из числа субъектов МСП. По этой причине количество владельцев компаний, сумевших обойти все бюрократические препятствия и получить желаемое финансирование, постоянно уменьшается.

Между тем, предприниматели могут воспользоваться действенным способом решения проблемы - государственной программой поддержки малого бизнеса 2020 в области предоставления гарантий по кредитам. Ее реализацией сегодня занимаются финансируемые из федерального или регионального бюджетов фонды содействия предпринимательству.

Приоритетными для них направлениями являются:

  • Производство продукции;
  • Народные промыслы;
  • Научные разработки, инновации;
  • Строительство;
  • Социальный бизнес;
  • Жилищно-коммунальная сфера;
  • Транспортные услуги;
  • Связь и телекоммуникации;
  • Внутренний туризм.

Бизнесменам, работающим в этих отраслях, предоставляется максимальная гарантия, позволяющая получить до 70% от требуемого обеспечения; соответственно, оставшиеся 30% предприниматель должен изыскать самостоятельно. Для неприоритетных отраслей гарантии несколько меньше - в пределах 50%. Кроме того, услуга является платной: за ее предоставление фонд взимает 0,75–1,25% от суммы поручительства.

Кредит в любом случае выдает принимающий участие в государственной программе банк, поэтому заемщик прежде всего должен соответствовать требованиям избранного для сотрудничества финансового учреждения. Что же касается гарантийных фондов, то их условия несколько лояльнее:

  • До обращения в фонд предприятие должно работать не менее полугода;
  • Предприниматель не должен иметь долгов по налогам и платежам в ПФР;
  • Соискатель должен предоставить залог в размере 30–50% от суммы кредита.

Компенсация лизинговых платежей

В качестве альтернативы аренде лизинг стал не только весьма популярным среди предпринимателей способом получения оборудования, но и отдельным эффективным инструментом в перечне программ поддержки малого и среднего бизнеса 2020. По сути, владельцам компаний предлагается механизм частичного субсидирования лизинговых платежей: для получения подобной помощи предприниматель должен обратиться в региональное представительство Министерства экономического развития. Возмещение расходов осуществляется на долевой основе с некоторыми ограничениями:

  • Частичная компенсация первого взноса по заключенному договору лизинга в размере до 50%. Вместе с тем сумма возмещения не должна превышать 500000 рублей;
  • Частичная компенсация регулярных лизинговых платежей в объеме до 2/3 от ставки рефинансирования. Общая сумма субсидии не должна превышать 5 млн рублей.

Поддержку могут получить субъекты предпринимательства, заключившие договоры на лизинг производственного оборудования, станков, технологических линий, грузовых и малотоннажных транспортных средств и машин. Субсидия не предоставляется:

  • Компаниям, приобретающим оборудование для торговой деятельности;
  • Предприятиям, вынужденным оплачивать штрафные санкции по договору;
  • Предпринимателям, не продемонстрировавшим должный уровень социальной эффективности и не создавшим по одному рабочему месту на каждый миллион рублей компенсации;
  • Компаниям, работающим в сферах кредитования и страхования, аудита, управления финансами вкладчиков, азартных игр и тотализаторов, недвижимости и торговли.

Помощь фермерам

Государственная поддержка малого бизнеса в России 2020 включает наличие отдельной программы содействия предпринимателям, работающим в приоритетном для страны агропромышленном секторе. Начинающим фермерам компенсируют до 90% от общей документально подтвержденной суммы расходов на:

  1. Покупку земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Строительство дома и обустройство быта;
  3. Проектирование производственных цехов и складов;
  4. Покупку и ремонт производственных цехов и складов;
  5. Строительство подъездных путей к производственным объектам;
  6. Подключение цехов и складов к инженерным сетям;
  7. Покупку сельскохозяйственной и грузовой техники, производственного оборудования;
  8. Покупку посадочного материала;
  9. Покупку удобрений и гербицидов.

Субсидия может быть получена фермерским хозяйством только один раз - в первые полгода работы предприятия. Максимальный объем финансирования достигает 1,5 млн рублей: перечисленные в 2020 году средства необходимо освоить в течение 18 месяцев.

Несколько иначе выглядит помощь для предпринимателей, создающих семейные животноводческие фермы: в этом случае сумма гранта увеличивается до 3 млн рублей, однако, соискатель должен представить доказательство наличия у него собственных средств в объеме не менее 40% от суммарной стоимости проекта. Израсходовать деньги нужно в течение 24 месяцев на заранее оговоренные цели:

  • Проектирование фермы;
  • Строительство и оснащение фермы;
  • Строительство и оснащение цехов для переработки продукции;
  • Покупку и монтаж оборудования для фермы;
  • Покупку сельскохозяйственных животных.

Государственная комиссия в обязательном порядке проводит среди соискателей конкурс. Подготовка фермеров оценивается по следующим критериям:

  • Высшее образование, опыт работы в агропромышленном секторе или ведение собственного подсобного хозяйства в течение 10 лет;
  • Качественный бизнес-план;
  • Собственные средства в объеме 40% от заявленной стоимости проекта;
  • Заключенные с потребителями продукции договоры;
  • Успешная предпринимательская деятельность на протяжении 6 месяцев.

В 2020 году произойдут изменения в механизме выдачи грантов для фермеров. Ожидается, что государство будет перечислять деньги на счет предприятия не одним платежом, а поэтапно, по мере освоения предыдущих частей.

Другие виды помощи

Кроме прямой или косвенной финансовой господдержки малого бизнеса, в 2020 году предпринимателям доступны и другие виды помощи, предполагающие создание более комфортных условий для ведения деятельности.

Аренда муниципальной собственности

Федеральные и местные власти часто располагают недвижимой собственностью, используемой неэффективно либо не используемой вообще. Разработчики программы помощи МСП посчитали целесообразной передачу таких муниципальных объектов в аренду начинающим предпринимателям на льготной основе.

Подобную имущественную поддержку владельцы бизнеса могут получить при заключении арендного договора на срок более пяти лет. Базовые тарифы определяются на основании мнения независимых оценщиков, сформированного в соответствии с ситуацией на рынке недвижимости. Затем эти данные используют для вычисления льготной ставки, действующей на протяжении первых трех лет аренды:

  • В течение первого года тариф составляет 40% арендной платы;
  • В течение второго года - 60%;
  • В течение третьего года - 80%;
  • За четвертый и последующие годы предприниматель платит полную ставку.

Видео по теме

Компенсация участия в выставках

Даже располагающие информацией о действующих программах поддержки бизнеса предприниматели зачастую не знают о подобном виде помощи. На самом деле субъект СПМ может постфактум компенсировать до половины от общего объема расходов, связанных с выставочной деятельностью, при условии, что сумма субсидии не превысит 150 тысяч рублей в год. Возмещению подлежат такие затраты, как:

  • Аренда площади, установка стендов, создание выставочной инфраструктуры;
  • Перевозка экспонатов до места демонстрации и обратно;
  • Организация переговоров, презентаций, печать рекламных материалов;
  • Услуги переводчика.

Для получения компенсации необходимо предоставить в местный Центр поддержки предпринимательства заявление, договор с организаторами выставки, копию документа об оплате участия в мероприятии, а также акт выполненных работ.

Компенсация расходов на обучение

Многие вновь созданные предприятия сталкиваются с проблемой недостаточной квалификации сотрудников. Расходы на их обучение на различных тренингах, семинарах и курсах в первое время могут оказаться нежелательной нагрузкой на бизнес. Между тем, и на этот случай существует программа возмещения затрат: нужно лишь представить в соответствующие инстанции доказательства прохождения обучения в виде оплаченных счетов, дипломов или заключенных с учебными центрами договоров. Субсидированию подлежат 50% издержек на сумму не более 40 тысяч рублей в год.

Разумеется, такую относительно небольшую компенсацию руководство крупного предприятия вряд ли станет рассматривать в качестве серьезной мотивации. Однако следует вспомнить о том, что почти все компании вынуждены регулярно отправлять своих юристов и бухгалтеров на различные семинары, а потому частичное возмещение стоимости обучения можно считать поощрительным бонусом для развивающегося малого бизнеса.

О государственной поддержке предпринимательства в России

ФЕЛИКС ШАМХАЛОВ
кандидат экономических наук, главный редактор издательства "Экономика"
(Россия)

Одна из задач государства - формирование позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности
Системное применение рычагов управления повышает эффективность государственной поддержки бизнеса

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Организационные аспекты
поддержки предпринимательства

Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

Законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;

Правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

Обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;

Система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

Государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграцонные потоки и т.д.;

Ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

Политика , которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется прежде всего государственной службой . Последняя является "головной организацией" и по реализации государственной промышленной политики.

Следует отметить, что теоретики неолиберализма отказывают государственным служащим в ее проведении. Д.Сакс, советник Президента РФ в начале 90-х годов, так обосновывает этот тезис:

чиновник хуже разбирается в устройстве рынка, чем предприниматель;

чиновники России плохо осведомлены о состоянии мировых рынков;

промышленная политика нередко создает обильную почву для коррупции.

Однако не каждому государственному служащему требуется знать детально устройство рынка, состояние мировых рынков. Что касается коррупции, то ее уровень зависит не только от возможности государства влиять на экономику. Главное же в том, что государственная служба осуществляет полномочия государственных органов иным чем прежде путем. Она выполняет прежде всего следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области. Практика, однако, показывает, что органы, контролирующие эту сферу хозяйственного оборота, не всегда удовлетворяют спрос на информацию из-за бюрократизма, мздоимства. Да и сама информация во многих случаях обладает низким качеством.

Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса.

В то же время структура органов государственного управления в сфере поддержки бизнеса как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, на наш взгляд, сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. Органы исполнительной власти при разработке и реализации программ и мероприятий по поддержке предпринимательства нередко исходят из ведомственных интересов. Возникающие в результате этого затруднения, параллелизм и дублирование при выполнении тех или иных функций сопровождаются принятием непродуманных решений, распылением ресурсов. Особенно отрицательно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями, а также на организации международных контактов и подготовке проектов.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова . В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере. Эффективность децентрализованных подходов подтверждает опыт развитых стран. Так, особенностью Германии как федерального государства является высокая степень политической и хозяйственной самостоятельности федеральных земель. Детально отработанная система распределения компенсации позволяет, в частности, правительствам земель выполнять специальные программы развития, в то время как федеральное правительство реализует собственные мероприятия и программы федерального уровня на той же территории. В определенных случаях возможно, например, долевое финансирование того или иного проекта одновременно в рамках федеральных и земельных программ.

Свои особенности имеет распределение полномочий в сфере малого бизнеса и соотношение централизованных и региональных мер его поддержки и в таких странах, как США, Япония, Испания. Зарубежный опыт в данной области весьма полезен при совершенствовании распределения функций между центральными и местными органами власти и управления в России.

Программа действий правительства РФ на 1995-1997 гг. впервые включает меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике. Предполагается, что устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста могут быть достигнуты при быстром росте малого конкурентоспособного сектора экономики, использовании присущей ему инициативы.

Переключение ресурсов государства с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимы сохранение налоговых льгот для малого предпринимательства и введение упрощенной системы налогообложения, помощь со стороны субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также формирование системы объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и подготовки кадров, поощрение самоорганизации малого предпринимательства и др.

Между тем ни федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", ни программа действий правительства, ни федеральная программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития. Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами.

Важное значение для развития предпринимательства имеет кадровое укрепление частных предприятий за счет вышедших в отставку государственных служащих. Так, в Японии в 1990 г. восемь бывших высокопоставленных работников государственного Японского банка развития служили директорами крупнейших судоходных фирм. Представители министерства внешней торговли и промышленности Японии "парашютируют" чаще всего в средние по экономической значимости компании. Фирмы используют эти переходы для усиления полезных контактов и получения государственной информации.

В ряде стран подобную практику пытаются поставить под контроль. В Великобритании, например, переход высокопоставленного сотрудника после отставки из государственной службы в фирму, которую он раньше курировал как государственный служащий, связывают с определенными выгодами. Как носитель конфиденциальной информации о планах правительства, характере предстоящих заказов и т.п. такой сотрудник дает фирме неоценимые преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому введены нормативные ограничения: служащие трех высших ступеней в течение двух лет после отставки имеют право поступать на работу вне государственного аппарата только с разрешения правительства. Служащие более низких рангов также обязаны получить разрешение, если поступают на работу в фирму, с которой были ранее связаны по службе, либо имели доступ к конфиденциальной информации о конкурентах своих нанимателей.

Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной службы в работу по поддержке предпринимательства, создание специальных органов для этого, регулирование переходов государственных служащих в предпринимательские структуры и другие меры.

Экономические методы влияния
на предпринимательство

Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий. В ходе приватизации не решена задача избавления бюджета от необходимости дотирования убыточных предприятий.

Приватизация имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.

Коммерческие организации в период массовой приватизации не захотели стать собственниками государственных предприятий, поскольку это не сулило высокой прибыли и быстрой окупаемости капитавложений.

Иностранные инвесторы весьма осторожно подходили к покупке акций предприятий в силу недостаточности политических и правовых гарантий последующей деятельности. Однако в тех случаях, когда гарантии предоставлялись, иностранные инвесторы не всегда становились эффективными собственниками. Так случилось, например, с российской алюминиевой промышленностью. Лондонская торговая компания Trans World Metals Ltd стала владельцем 50% капитала крупнейшего в мире Братского алюминиевого завода, 60% - третьего по величине в России Саянского алюминиевого завода и долей капитала других предприятий отрасли. Они имеют ряд льгот за счет российского бюджета (более 300 млн долл. в год): избавлены от пошлин за ввоз и вывоз продукции, пользуются льготными тарифами за электроэнергию. В результате рентабельность торговой компании достигла сотен процентов, но она практически ничего не вложила в модернизацию российских заводов.

Частные собственники также не стремились покупать предприятия, а если и покупали, то не для развития производства, а для проведения выгодных финансовых операций.

Приватизация показала, что часть руководителей вопреки интересам предприятий создала коммерческие структуры для сбыта продукции и присвоения подчас всей прибыли, принадлежащей предприятию, "увода" большей ее доли за счет задержки перечисле- ния полученных за проданную продукцию средств.

Не оправдали себя инвестиционные конкурсы, при которых победитель получает в собственность, как правило, относительно небольшой пакет акций обреченного предприятия, но зато по цене значительно ниже рыночной.

Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства. Ожидающийся новый этап приватизации будет означать и новый передел собственности с целью передачи ее эффективным владельцам.

Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов, чрезмерной жесткостью и централизацией. Особый вред наносит ее конфискационный и фискальный характер: через налоги у предприятий изымается до 85 - 90% прибыли.

Избегая высокого налогообложения, предприятия нередко стремятся уменьшить прибыль путем увеличения затрат. Наблюдается рост убыточных предприятий. В промышленности их около 1/3. Чтобы минимизировать налоги, малый бизнес вынужден проводить до половины операций в сфере наличного оборота, не оформляя юридически 30 - 45% выполняемых работ.

Налоговая политика повернута в противоположную от производства и предпринимателей сторону. Огромный ущерб наносит многократное обложение доходов (например, на федеральном уровне применяются налог на прибыль, налог на повышение фонда потребления, налог на добавленную стоимость, акцизы, госпошлина, сборы за пользование природными ресурсами, за операции с ценными бумагами и т.д.). Всего существует более 150 наименований налогов. Это повышает стоимость товаров, снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.

Россия стала страной с особо высокими налогами. По подсчетам экспертов Торгово-промышленной палаты РФ, доля налогов и сборов в ВВП России достигает 60%, тогда как во Франции - 44, Италии - 39, Германии - 38, Великобритании - 37, Канаде - 35, Испании - 34, Японии - 31, США - 30%.

Предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, обеспокоены возможностью отмены многих налоговых льгот в соответствии с проектом Налогового кодекса. По пути сокращения налоговых льгот идут и субъекты РФ.

Система налоговых льгот сформировалась в основном в 1993 - 1995 гг. и была направлена на сохранение и создание рабочих мест для незащищенных слоев населения, сдерживание роста цен на социально значимые товары (хлеб, молоко, медикаменты), оборудование, работы и услуги, оплачиваемые из бюджета.

Однако в связи с изменением экономической ситуации в стране значительное число льгот перестало решать задачи, ради которых они устанавливались. Произошло насыщение рынка, главным ограничителем роста стал платежеспособный спрос.

Порожденный ошибками в налоговой системе и структурной перестройке хозяйства экономический кризис снизил возможности бюджетной поддержки предпринимательства.

Усугубляет положение чрезмерная жесткость финансовой политики . Предприниматели с трудом обеспечивают на предприятиях нормальные объемы оборотных средств. В результате в экономике продолжается "бегство от расчета деньгами": предприятия компенсируют нехватку денег бартером и эмиссией их заменителей - векселей. Незначительный рост уровня жизни затрудняет переориентацию на спрос населения.

Нерешенными остаются многие вопросы, от которых зависит приток капиталов в экономику, в частности, отсутствует четкая программа дальнейшего развития страны и долгосрочная инвестиционная политика. Дефицит бюджетных средств для поддержки инвестиционных программ и предоставления государственных гарантий под западные инвестиции, неадекватная для интересов инвесторов законодательная, нормативная и административная база, тяжелая налоговая и неустойчивая таможенная политика, неоднородная социально-психологическая ситуация сдерживают развитие инвестиционных процессов. При значительных объемах финансовых средств коммерческих и банковских структур наблюдается острая нехватка свободных капиталов, которые могли бы использоваться в качестве инвестиционных ресурсов, а также предложений технических средств и оборудования из-за снижения производства в отраслях, производящих продукцию инвестиционного назначения. В наибольшей степени нехватка инвестиций коснулась перерабатывающих отраслей, наиболее привлекательных для малого бизнеса.

Несмотря на сложность ситуации, перспективы тем не менее далеко не безнадежны. Анализ тенденций поведения и ожиданий потенциальных инвесторов позволяет сделать вывод о возможности появления в ближайшие годы предпосылок к началу долгожданного инвестиционного бума и перелома в формировании благоприятного инвестиционного климата.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др. В то же время оно крайне забюрократизировано, что может нанести ущерб развитию конструктивного предпринимательства. Сама практика работы ряда лицензионных подразделений показывает явное пренебрежение к участникам рынка. Нередко критерием для выдачи лицензии выступает личная лояльность к руководству соответствующих организаций.

Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий . Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал. Из-за искажения в ценах и тарифах плохо используются материальные и финансовые ресурсы, становятся неэффективными инвестиции).

В настоящее время предполагается переход к новым принципам ценового регулирования: возмещение регулируемым компаниям электроэнергетики действительно необходимых эксплуатационных и капитальных затрат; обеспечение получения обоснованной прибыли на используемый капитал; дифференциация тарифов для различных групп потребителей и регионов России; сокращение масштабов перекрестного субсидирования; введение дифференцированных цен на природный газ; прекращение субсидирования пассажирских железнодорожных перевозок; сближение тарифов по категориям потребителей услуг связи и сокращение дотирования и др.

Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий . Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.